Обычаи и законы как источники РЧП. Стадии принятия, состав и содержание закона. Конституционные принципы

Правовой обычай универсальное общественное правило поведения, которое сложилось в результате многократного применения без участия государства, но принятое государством в качестве источника право применения.

Для многих правовых систем стадия правового обычая обычно характерна. Когда система слаба - применяется обычай,

В раннем РП (доклассический период) постоянно развивались три вида правообразования:

1. mores majorum - обычай предков - систематизированного в законах «12 таблиц».

2. Mores regiones - обычаи провинций - складывается «право народов».

3. Mores commeerciurn - обычаи оборота - обычаи торговой практики.

Роль обычаев к концу доклассического периода постепенно уменьшалась, и основное значение для правоприменения имели республиканские законы.

По определению Гая: «закон — то, что народ повелел и установил».

Народ - римский народ - не национальное общество, а гражданская община как обладатель суверенитета власти - закон в Риме - акт представительской демократии, имеющей высшую юридическую силу. Любой республиканский закон последовательно проходил несколько стадий:

1. выборный магистрат разрабатывал законопроект (на основе преторской практики), привлекались профессиональные юристы.

2. Закон озвучивался на народном собрании.

3. Принятие закона единым решение общины.

4. Утверждение (ратификация) сенатом. Сенат не является законодательным органом. Senatusconsultum - акты сената. Между юристами спор - принимать ли акты сената,

Гай: " Senatusconsultum- то, что сенат повелел и установил - закон, хотя мы об этом и спорили".

В императорский период некоторые акты сената имели юридическую силу, но когда они сопровождались речью императора в сенате, ратифицировались стандартной формулой принципса: "Именем сената и народа Рима".

Конституции принципса акт единственного, оперативного, нормативного регулирования.

1. edict - общественное распоряжение принцип по любым основам правового регулирования,

2. Dekret - судебное решение правительства по какому-либо частноправовому спору с момента вынесения этого решения, оно не только вступает в силу, но и принимало характер общественной нормы. Начала складываться система апелляции.

3. Mandat судебное поручение чиновнику рассматривать конкретный частноправовой спор и вынести заранее обусловленное решение,

4. Rescript -публичная консультация принципата по отдельным вопросам частноправового регулирования (официальное толкование права).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: