Культура предпринимательства – это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях

Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятияПП, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятиеПП и как им следует управлять.

Наиболее полное и развернутое определение дает В.Д. Козлов, отмечая, что культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития».

Таким образом, кКультура организации предпринимательской деятельности определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия. Любая вновь возникшая организационная структура вырабатывает свою культуру, которая предопределяет место этой структуры, ее внутренние и внешние отношения и является как бы образцом при формировании стратегии, распределении власти, принятии решений, в поведении персонала. Сущность культуры данной организации выражается в предписаниях, принятых ритуалах и церемониях, а также в образцах неформального поведения.

Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух проблем: выживанием в данной социально-экономической среде и обеспечением внутренней интеграции для достижения поставленных целей. На крупном предприятии отделы, управления имеют разные субкультуры, повторяющие структуру самого предприятия. Это может быть культура выгодных сделок, инновационная, административная и т.д. Наличие различных культур, субкультур может привести к столкновениям. Поэтому важной задачей для любого предприятия является сближение и интеграция различных организационных частей предприятия.

Необходима также интеграция культуры предприятия и культуры всех его работников. Культура предпринимательства предполагает умение так организовать его деятельность, чтобы успехи в бизнесе сочетались с созданием таких условий, при которых работники максимально удовлетворены трудом.

В зависимости от отрасли, региона, истории предприятияПП, людей каждое предприятиеПП имеет свою культуру.

Основные факторы, влияющие на культуру предприятия:

q цели предприятия;

q система ценностей и идей;

q принятые на предприятии стандарты и правила;

q выдающиеся деятели и неформальные каналы коммуникаций.

Элементы предпринимательской культуры формируются как под воздействием опыта деятельности данного предприятияПП, так и в результате установок его лидеров.

Б. Карлоф выделил 10 основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:

-социальна, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;

-регулирует поведение членов коллектива;

-создается людьми;

-осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;

-основана на соблюдении традиций;

-познаваема;

-способна изменяться;

-многогранна;

-осознаваема и не осознаваема;

-находится в постоянном развитии.

Необходимо иметь в виду, что, прежде чем приступить к формированию культуры того или иного предприятияПП, следует твердо уяснить его систему ценностей и убеждений. Не следует думать, что культурой ПП можно манипулировать. Она складывается годами, динамична, постоянно совершенствуется.

Формирование и развитие культуры предпринимательской деятельности, во-первых, осуществляется естественным путем, когда предприятия на основе изучения опыта прошлого и настоящего поддерживают те культурные традиции, которые наиболее результативны для достижения поставленных целей; во-вторых, может целенаправленно формироваться посредством силового внедрения определенных комплексов поведения.

Для совершенствования культуры ПД необходимо изучить механизм взаимодействия отдельных элементов, существующую межд/у ними взаимосвязь, их влияние друг на друга. При этом следует проанализировать, являются ли представления о ценностях, принесших успех предприятиюПП, устаревшими, следует ли их обновить. Изменение культуры предпринимательства происходит в соответствии с новыми представлениями о ценностях.

Проведенные исследования показывают, что свое значение теряют такие ранее общепризнанные ценности, как послушание, дисциплина, централизация, иерархия. Карьера, власть, достаточность. Одновременно возрастает значение таких ценностей, как коллектив, ориентация на потребности, самоопределение, участие, творчество, раскрытие личности, способность идти на компромиссы, децентрализация, предсказуемость поведения, надежность, стабильность, профессиональные способности.

Исследования, проведенные в США, позволили сделать вывод, что процветающие фирмы имеют высокую культуру и особый стиль, способствующие достижению и сохранению ведущих позиций на мировом рынке. Работники таких фирм имеют четкую систему ценностей и твердые представления о целях и средствах их достижения. В этих фирмах существуют партнерские отношения на всех уровнях; высоко ценятся профессиональная компетентность и верность делу, стремление к высокому качеству труда. Продвижение по службе зависит от результатов труда, умения брать на себя ответственность; поощряется гордость за собственные достижения и успехи фирмы.

Для культуры предпринимательства главным является происходящее на уровне поведения. Если уровни ценностей и поведения не совпадают, то это отрицательный результат. Например, пропагандируются партнерские отношения, а на практике повышение получают те работники, которые имеют связи.

Культуру ПП можно считать слабой в следующих случаях:

¨ отсутствует ясное представление о системе ценностей и средствах достижения целей;

¨ отсутствуют стратегические цели;

¨ отсутствуют тактические цели;

¨ отдельные части организации не могут прийти к соглашению;

¨ руководители ничего не делают для развития общего понимания ценностей, общих убеждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: