Античность (8 в. до н.э. – 5 в. н.э.)

Первых социологов античности называют социальными философами.

Социальные мотивы отчетливо прослеживаются уже в творчестве Платона и Аристотеля – двух наиболее выдающихся мыслителей прошлого, чье творчество наложило свой отпечаток на развитие всей европейской культуры и цивилизации.

Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как совершенствовать общество.

Платон (427-347 г. до н.э.)

Самое крупное произведение Платона – «Государство». В нем содержится наиболее полное изложение его мировоззрения. Проблемы государственности рассматривались им в работах «Политик» и «Законы» (осталась незавершенной). Он явился создателем философской системы объективного идеализма.

По мнению Платона, общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворять лишь совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. Интересы целого должны быть выше интересов части. Интересы ни одной группы не должны преобладать. Общее благо, учет интересов всех групп, по Платону, не предполагают равенства. Наоборот, Платон – сторонник сословности и жесткой социальной иерархии, в основе которой лежит разделение труда.

Платон любил уподоблять человеческий организм и общество (государство). Как природа человека состоит из трех основных частей (тело, душа, ум), так и общество подразделяется на три сословия – работники (ремесленники), воины (стражи), правители (философы). Сословия не равны, они наследственны, замкнуты. Допускается взаимопереход только у первых двух сословий.

Платон видит корень общественных противоречий и конфликтов в частной собственности, раскалывающей общество на бедных и богатых и побуждающих каждого гражданина думать о своих личных интересах. Частной собственностью не должны обладать философы и воины, а только производители. При этом производители не участвуют в делах управления.

Платон регламентирует все стороны человеческой жизни, в том числе деторождение, семью, воспитание, культуру. Много внимания уделяется обеспечению единомыслия, причем не только воспитательным, но и запретительным методам. В «Государстве» сформулирован принцип единства власти и философии (современным языком - идеологии). Не должно быть философов кроме тех, кто правит. Суждения философов Платон ставит выше законов, в этом случае они лучше найдут справедливое решение в каждом случае. Платон предлагает устранять всех, кто будет посягать на власть или философию. Философия – атрибут власти. Строгому надзору подвергается искусство.

Диалог «Государство» называют коммунистическим трактатом, а Платона – теоретиком коммунизма. Однако его коммунизм не для всех, а для избранных, являющихся к тому же только потребителями (правители и воины). Коммунизм Платона основан на отмене частной собственности среди правителей и воинов и на коллективизме их образа жизни. Речь не идет о равенстве, устранении социальных различий. Он предлагает сословный, кастовый коммунизм. Именно с кастовым характером коммунизма Платона связаны его антидемократические, тоталитарные черты.

Платон считает аристократию лучшей формой государства и различает в ней два подвида: если среди правителей выделяется кто-то один – это царская власть, если же правят несколько человек – это аристократия. При аристократии принципы власти – достоинство.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: