Общество – совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа – фундамент человеческого общества, да и само оно – одна из групп, но только самая большая.
Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность – являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее.
Люди выживают только сообща.
Таким образом, изолированный индивид – скорее исключение, нежели правило.
Уже в древности люди жили группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20-30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды и т.п.
|
|
Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.
Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие.
Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы.
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Группа – это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с их точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой профессиональной, возрасной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: производственные объединения(группировки) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.
|
|
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Отвечая на вопрос, что такое социальная группа, выдающийся американский социолог Р. Мертон утверждал: социальная группа – это совокупность людей которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.
Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп.. Группа является «микросредой» формирования личности. Поэтому, для умелой организации процесса коллективной деятельности, руководитель должен хорошо знать закономерности поведения и деятельности людей в зависимости от включения их в ту или иную социальную группу. Важной практической задачей для руководителя является изучение социальной психологии групп, механизмов ее образования, динамики развития и наиболее эффективных стилей руководства деятельностью группы.
Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В широком смысле это общая совокупность групповых общностей, образующихся на базе тех или иных признаков, связанных прежде всего с жизнью общества, и на основе существующей в обществе системы общественных отношений: экономических, правовых, политических, культурных, религиозных. Социальные группы отличаются от общностей, в основе которых лежат разного рода биологические, биосоциальные, географические признаки и свойства индивидов – расовые, половые, возрастные, национальные, этнические, территориальные и т.п. и включают в свой состав многочисленные классовые, профессиональные, имущественные, связанные с уровнем образования, типом местожительства (город и село, большие и малые города), способами участия людей в политике (члены различных партий, общественных организаций). В узком смысле группы выделяются на основе социального положения людей, их места и функций в социально-экономической структуре общества, интересов и ценностных ориентаций, начиная с классов и социальных слоев и кончая малыми группами, объединяющими сравнительно небольшое число представителей соответствующего класса, слоя.
Характерными особенностями и признаками социальной группы являются:
1. Определенный способ взаимодействия между ее членами. Например, члены одной театральной труппы вместе обсуждают намеченный к постановке спектакль, проводят совместные репетиции, взаимодействуют друг с другом на сцене во время спектакля, выполняя в то же время свою собственную роль. Иными словами, они объединяются друг с другом общими интересами и общим делом.
2. Осознание членства, чувство принадлежности к данной группе. Актеры одного театра должны проявлять верность ему, дорожить его честью, отстаивать ее в состязании с другими театрами во время конкурсов, в негласном соперничестве с ними.
3. Осознание единства: труппа актеров одного театра воспринимается как целостность не только ими самими, но и окружающими их людьми: зрителями, критиками, драматургами, знакомыми и т.п., которые рассматривают сотрудничающих в театре людей как единое целое. Скажем, театральную труппу Белорусского драмтеатра им. Я. Купалы называют «купаловцами», Московского театра им. Е. Вахтангова «вахтанговцами», подразумевая и в первом, и во втором случае единый творческий коллектив. Мы часто объясняем поведение человека тем, что он или она является членом той или иной группы, например, группы рокеров, митьков или футбольных фанатов.
|
|
Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных в социологии, у ученых нет полного согласия относительно его определения.
Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно определяется как агрегация – некоторое количество людей, обранных определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.
Второй случай – применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Так, мужчины, выпускники школ, физики, старики, курильщики представляются нам группой. Очень часто можно услышать слова о «возрастной группе молодежи от 18 до 22 лет». Такое понимание также не является научным. Для определения общности людей подходит термин «категория».
Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
[3] По материалам Кравченко А. И. Социология мнений и мнение о социологии. // СоцИС. 1992. № 3, с. 41 –48.
|
|
[4] Позитивизм (лат. positivus – положительный) – направление философии, объявляющее единственным источником истинного действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающие познавательную ценность философского исследования. Основателем П. был Конт, который ввел и термин «позитивизм». Исторически выделяют три этапа в развитии П. Представители первого – Конт, Э. Литтре, П. Лафит (Франция), Милль, Спенснр (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания – Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании общества на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П. – эмпириокритицизма – относится к 70 – 90-м годам XIX века и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, которого еще придерживались представители раннего П. В махизме проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм. Возникновение и формирование новейшего П., или неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (О. Нейрат, Карнап, Шлик, Франк и др.) и Берлинского общества эмпирической философии (Рейхенбах, Ф. Крауз и др.), объединявших в себе множество направлений: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику (близки к этим направлениям операционализм, прагматизм). Основное место на этом, третьем, этапе П. занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления П. пошли по линии сближения «логики науки» с математикой, по линии формализации гносеологических проблем.
[5] В самой социологической стране мира США социологию преподают в 250 университетах и колледжах. С тех пор как в 1892 г. в Чикагском университете был открыт первый в мире социологический факультет, четыре полных поколения американцев, а это десятки миллионов человек, прошли школу социологического мышления. Уже в 60-е годы социологов в США было больше, чем во всех других странах вместе взятых. Кроме того, социологию читают в 600 школах бизнеса, а это значит, что весь управленческий корпус Америки имеет социологическую подготовку. Государство и частные фирмы выделяют на поддержку социологии миллиарды долларов.
[6] Конт (Comte) Огюст (1798-1857) – французский философ, социолог, методолог, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор. Был секретарем и сотрудником Сен-Симона (1818-1824)
[7] Посвятив свою жизнь разработке системы социологических знаний, Конт к концу своей жизни убедился, что самое совершенное изложение «системы наук» не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству. По Конту, стал необходимым «второй теологический синтез» как духовная опора нового общества. Конт создает «вторую социологию», изложив ее в книге «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества» (1851 – 1854), где признавалась великая организующая и воспитательная роль религии в современном обществе. Стремление переделать общество на основе социальных законов приобрело у Конта религиозные формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к человечеству. Человечество Конт именует «Великим Бытием», пространство – «Великой Сферой», землю – «Великим фетишем». Догмами новой веры должны были выступать позитивная философия и научные законы. Арон назвал «Великое Бытие» Конта «наилучшим из всего, сделанного людьми»: «стоит любить сущность человечесва в лице лучших его представителей как его выражение и символ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения… То, что О. Конт предлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское – завтра, не американское – послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься». Идеи Конта, согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами науки), сыграли важную роль в становлении философского модернизма