Для детей в возрасте от 3 лет и старше, лишившихся родителей или потерявших с ними связь, покинутых детей, а также детей, родители которых по суду лишены родительских прав или отбывают наказание, создаются детские дома. Детские дома — это государственные учреждения общественного воспитания системы народного образования. Выделяют дошкольные (для детей до 7 лет), школьные, смешанные и специальные детские дома. Дошкольные детские дома обычно организуются на 100-120 детей, а школьные - на 200 детей.
Детские дома специального назначения для больных детей находятся в ведении органов социальной защиты. В школьных и смешанных детских домах обеспечивается обучение детей в полном объеме школьной программы.
Воспитательная работа в детском доме, режим, содержание строятся в соответствии с инструкциями Министерства народного образования.
В штате детского дома помимо педагогов-воспитателей предусмотрены ставки: врача-педиатра, медицинских сестер, стоматолога, психолога, инструктора по ЛФК, медицинской сестры физиотерапевтического кабинета и др. Количество ставок зависит от мощности и вида детского дома. Медицинский персонал детских домов состоит в штате детской поликлиники и подчиняется главному врачу. График работы медицинского персонала согласуется с директором детского дома и утверждается главным врачом.
Врач детского дома (в случае его замены — специально подготовленный средний медицинский работник) обязан:
— проводить осмотр всех вновь поступивших, руководствуясь перечнем медицинских противопоказаний для приема детей;
— два раза в год организовывать и участвовать самому в диспансеризации всех воспитанников с оценкой физического и психомоторного развития;
— постоянно проводить лечебно-оздоровительную работу, осуществлять выполнение назначений врачей-специалистов по итогам диспансеризации;
— назначать необходимые диагностические пробы, лабораторные исследования;
— в соответствии с графиком проводить прививочную работу с воспитанниками;
— осуществлять строгий контроль за качеством питания детей; организовывать проведение не реже 1 раза в квартал проверки на полноту вложения (лабораторные исследования) основных продуктов;
— контролировать организацию физического воспитания, закаливания, осуществлять распределение детей по группам занятий физической культурой;
— проводить осмотр детей с подозрением на острые заболевания, направлять их в изолятор, в случае необходимости госпитализировать, проводить дезинфекцию в детском доме (нахождение в изоляторе детей с инфекционными заболеваниями категорически запрещено);
— докладывать директору детского дома о состоянии здоровья детей;
— осуществлять контроль за содержанием детского дома, маркировкой мебели, температурным режимом, освещенностью;
— контролировать прохождение персоналом детского дома в установленные сроки медицинских осмотров, обследований;
— осуществлять санитарно-просветительную работу среди воспитанников и педагогического персонала.
В настоящее время возник новый вид детских домов — детские дома семейного типа. Лечебно-профилактическую помощь детей в таких домах осуществляет детская поликлиника, которая должна:
— обеспечить каждой семье, принявшей на воспитание детей, особенно детей с ослабленным здоровьем, постоянную квалифицированную медико-консультативную помощь;
— организовать углубленное обследование здоровья детей и их лечение в лечебно-профилактических учреждениях;
— организовать 2 раза в год углубленное обследование их здоровья;
— осуществлять первоочередное выделение путевок в санатории для детей с отклонениями в состоянии здоровья.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Организация медико-санитарной помощи детям в условиях детского дошкольного учреждения/ Баранов О.П., Колядо В.Б., Клименов Л.Н. – Барнаул, 1999. – 36 с.
2. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. Пособие для врачей. М., 2002 – 69 с.
3. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение./ С-Петербург, «2000. – 914с.
4. Руководство для врачей домов ребенка /Под ред. Л.В. Дружининой. М.: Медицина, 1987. 318 с.
5. Организация медико-социальной помощи детям в учреждениях интернатного типа (дом ребенка, детский дом) / Алгазина Т.Е., Колядо В.Б., Белоусов В.А., Асанова Т.А., Трибунский С.И..- Барнаул, 2000 56с.
6. СП 2.4.2.782 – 99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»/. Минздрав России,1999 – 46с.
7. СП 2.4.4.1204 – 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей»
8. Сборник нормативно-правовых актов и документов по вопросам оформления опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей/ Барнаул, 2001 –52с.