Речевое общение, его структура. Речевое поведение

Человек, будучи по природе своей существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми является общение.

Общение — это сложный процесс взаимодействия людей. Проблемами общения занимаются представители различных наук: философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Как считают ученые, человеческое общение на две трети состоит из речевого. Лингвисты изучают процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность и т. п.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, политическую и др.).

Речевое общение осуществляется между многими, несколькими или двумя людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает её в своих собеседниках.

В речевом общении выделяют 3 стороны:

· интерактивная (взаимодействие),

· коммуникативная (приём, передача, обмен информацией),

· перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга).

Взаимодействие общающихся (интерактивная сторона) – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру деньги за товар, кассир выбивает чек и отсчитывает сдачу. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнёрства, сотрудничества, конкуренции и др. Взаимодействие представляет собой построение общей стратегии общения.

Коммуникация – единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учётом отношений между ними, установок, намерений, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.

По типу отношений между участниками различается коммуникация

· межличностная,

· групповая,

· массовая;

по средствам

· речевая (устная и письменная),

· паралингвистическая (жест, мимика, мелодия),

· вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.)

Результатом коммуникации людей в процессе общения становятся их сообщения разной степени эффективности (что удалось, что не удалось; почему не удалось, какие ошибки помешали?).

Взаимодействие и коммуникация в ходе общения становятся возможными только тогда, когда его участники могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчёт в том, что собой представляет партнёр по общению.

Восприятие, понимание и оценка человека человеком – перцептивный компонент речевого общения. Познавая других людей, человек получает возможность лучше определить перспективы совместной деятельности с ними.

В структуре воспринимаемой информации особое место занимают личностные, речевые, поведенческие характеристики людей. Поэтому восприятие в процессе речевого общения можно понимать как деятельность, предполагающую приём и переработку информации, конечным результатом которой являются понимание (ситуации общения, собеседников, смысла речи и т.д.), интерпретация полученной информации, её оценка.

Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность.

Поведение – это превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, людям и т.п.

Выделяют 2 вида поведения:

· вербальное (словесное);

· реальное.

Вербальное поведение – это система высказываний, суждений, доказательств и т.п.

Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.

Если результатом речевой деятельности являются мысль и текст, то результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

Формирование социально активной личности предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача заключается в формировании у человека коммуникативной компетентности, которая охватывает не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.

Она включает в себя:

· знание основных понятий лингвистики – стили, типы, способы связи предложений в тексте и т.д.,

· умения и навыки анализа текста,

· собственно коммуникативные умения – умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учётом адресата, цели.

Культура речевого общения предполагает знание правил речевого межличностного взаимодействия и умение пользоваться ими в своём речевом поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: