Удачники 8 страница

И в этот момент вмешалась подруга Наташи. В пылу азарта о ней все забыли. «Так, деньги больше не берем, и вы никому деньги не передавайте, — обратилась она к веселому молодому человеку. — А мы идем в милицию». Все участники и несколько болельщиков начали кричать: «Это нечестно, не по правилам». А подруга, завидев милиционера, закричала: «Товарищ милиционер! Товарищ милиционер». Он подошел, пообещал разобраться и предложил Наташе и ее подруге пройти в отделение милиции.

Подруга потребовала, чтобы два организовавших игру парня предъявили свои документы, и осталась сторожить их на площади.

Наташа вдруг вышла из какого-то особого состояния сознания и поняла, что с ней произошло. Она рассказала все в милиции, был составлен протокол, пообещала, что будет жаловаться, пока не добьется возврата денег, «вплоть до министра». Милиция пообещала, что во всем разберется и все прекратит. И, действительно, когда Наташа с двумя милиционерами вернулась на место игры, молодые люди довольно быстро вернули ей более половины ее денег. Милиционеры начали составлять на них протокол, угрожать возбуждением уголовного дела.

Наташа испытывала слабость, сонливость, желание быстрее уйти от этих неприятных людей. Что они с подругой и сделали. Пребывание в столице пришлось сократить, и когда Наташа улетала домой и проходила мимо играющих, теперь она уже знала сленговое название этой Игры и близких к ней. Они назывались «лохотронами». Веселый молодой человек вновь обратился к ней: «Девушка, бросьте кубики». Наташа увидела, как на нее с ожиданием и интересом смотрят все неизменные персонажи ее игры. Два молодых человека: веселый и сердитый, женщина и ее мать, болельщики. И Наташе стало особенно обидно от того, что они ее явно не узнавали. А она-то их запомнила, наверное, на всю жизнь.

В данной игре крючком является возможность получить деньги, оказаться везучим, использовать особо любимую у нас «халяву». Клев состоит в том, что Наташа решила использовать эту возможность. Реакция состояла из многих взаимодействий по передаче денег для игры. Здесь важен артистизм преследователей и болельщиков, которые на самом деле также являются преследователями. И еще особое состояние, в которое впала Наташа. Это суженное состояние сознания. Особый транс, который развивается у азартных игроков и не позволяет им прекратить игру. И даже увидеть подвохи и явные обманы. Из этого состояния Наташу вывела спутница, жестко потребовав прекращения действий и призвав на помощь милиционера. В этот момент Наташа была готова занимать деньги и тем самым продолжить реакции и, более того, обеспечить себе дополнительно двух Преследователей. Которые по сценарию игры будут требовать возврата денег после полного проигрыша. Они будут отвлекать внимание от тех, кто забрал основные деньги, и с ними придется рассчитываться вещами или попытаться скрыться.

Наташа при помощи спутницы обрела Спасителя в лице милиции, а сама из Жертвы переключилась в Преследователя. А жертвами, как показалось Наташе и ее спутнице, оказались вымогатели денег. Впрочем, оказалось, что это тоже игра. Держатели «лохотрона» и вся их «бригада» не только продолжали свою деятельность, но, по-видимому, даже особо и не пострадали, ведь никто из них даже не узнал Наташу через неделю после их первой встречи. А ведь милиция обещала или «только старалась» помочь?

Сравнение игр двух классов

Теперь сопоставим игры двух классов. Для наглядного сравнения игр первого и второго класса важно привести их формулы:

Формула игры первого класса:

Слабость — Ловушка — Ответ — Удар — Расплата — Вознаграждение.

Формула игры второго класса:

Крючок + Клев… = Реакция — Переключение + Смущение + Расплата.

Игра первого класса состоит из двух частей. Игра второго класса — из трех. В первой части Ловушка и Крючок совпадают по своей природе и предназначению. Ответ по своему значению совпадает с Клевом. Слабость в играх второго класса не называется, но, в общем, подразумевается. Реакция в играх второго класса представляет собой вторую часть. Это сложные взаимодействия игроков, частично совпадающие с Ответами и Ударами игр первого класса. Отличительной чертой игр второго класса является Переключение. За ним следует Смущение. В играх первого класса оно отмечается при Расплате. Это действие иногда так и называется: Смущение и Расплата. Расплата в играх второго класса может быть негативной и позитивной, частично совпадая как с Расплатой, так и с Вознаграждением игр первого класса. Поэтому последний составляющий элемент формулы игры в данном случае можно обозначать как Расплата / Вознаграждение.

С другой стороны, в играх второго класса предполагается отсутствие выигрыша для обоих участников. Я. Стюард и В. Джойнс (1996) описывают такие игры при помощи модели драматического треугольника. По мнению авторов, все три роли драматического треугольника не аутентичны. Находясь в каждой из этих ролей, люди реагируют исходя из своего прошлого, а не из условий реальности «здесь и теперь», используя при этом устаревшие сценарные стратегии, которые они в раннем детстве изобрели и взяли на вооружение либо заимствовали у своих родителей.

Таким образом, фабула и составные элементы игры первого класса зачастую проще, чем в игре второго класса. В них четко подразделяются действия первого и второго участника. Кроме того, игра второго класса может состоять из двух самостоятельных игр первого класса. Игры второго класса чаще представляются сценарными, то есть составляющими фрагмент неосознаваемого плана жизни. Впрочем, игры первого класса могут быть даже более сценарными, чем второго, т.к. они психологически жестче — предполагают только одну роль. Вместе с тем, оба класса психологических игр доктора Э. Берна важны для понимания психологии и поведения человека.

В том и другом классе зачастую есть дополнительные условия начала и продолжения игр. К этим дополнительным условиям относятся: дефицит времени, отличия человека от других людей в одежде, эмоциональные расстройства: повышенная тревога, неуверенность, переживания горя. Или личностные качества, такие как повышенная внушаемость, гипнабельность и другие.

Группы игр

Игры маленьких детей

Обратимся к описанию отдельных групп игр. Начнем с важной разновидности игр, которую можно назвать игры маленьких детей. Можно спросить — насколько маленьких? Мы наблюдали первую игру у ребенка 3,5 месяцев от роду. Опишем ее.

Как только Катя начинает беспокоиться, мама обычно берет ее на руки. В этот раз мама не подходила довольно долго. И девочка начала плакать. Мама взяла ее на руки. И Катюша вроде бы сразу успокоилась и попросила грудь. Мама предлагает ей грудь. Катя не берет, начинает хныкать, всхлипывать, обижаться и не берет. Тогда мама начинает гладить ее и говорить ласковые слова. Катя вздыхает и как бы нехотя, делая одолжение, начинает сосать грудь.

В другом варианте, когда ей предлагают грудь, дочка отворачивается и смотрит в сторону. Мама начинает убирать грудь. Тут Катюша поворачивается, хватает грудь и с аппетитом, больше обычного сосет ее, постепенно успокаиваясь и засыпая.

В первом варианте это игра с грудью первого класса. Во втором варианте — игра второго класса. Перейдем к описанию более сложной игры маленьких детей.

Кате пять месяцев. Она окружена заботой и лаской и растет здоровым ребенком. Родители Кати очень озабочены ее воспитанием. В частности, постоянно занимаются тем, что называется ранним привитием навыков опрятности. Прямо сказать — получается не очень хорошо. Хотя в семье друзей, воспитывающих маленького мальчика, это получается лучше, подставляешь в определенное время баночку, и мальчик туда писает. Во-первых, девочка не намерена писать, когда родители держат баночку, во-вторых, если и писает, то делает это обычно мимо баночки. Эта процедура сопровождается возней, смехом, яркими эмоциями со стороны родителей и Кати. Кажется, что она всех волнует — и всем очень нравится. Катя очень любит, чтобы с ней играли, и с нежеланием засыпает.

И вот в один прекрасный поздний вечер родители укладывают Катю спать, гасят свет в детской, закрывают двери и удаляются в гостиную. Вдруг, неожиданно они слышат звук, при помощи которого сами предлагают Кате пописать: «А, а». Этот ласкающий слух родителей звук раздается из детской. Они забегают в детскую, включают свет, достают ребенка из кровати и пытаются усадить на горшок. Девочка выпрямляет крепкие ножки, упирается и не садится. И машет рукой в направлении ванной комнаты. В этом любимом Катей помещении ее купают, учат плавать, там, кроме большой ванны, много ярких предметов, которые можно тянуть в рот. Родители доставляют Катю в ванную комнату. Здесь она садится на горшок, просит дать ей любимые игрушки и начинает играть. Писать она явно не намерена. Тогда расстроенные родители вновь укладывают ее в кроватку, гасят свет и закрывают двери в детскую. На очередное Катино «А, а» родители вначале просто не реагируют. А потом нехотя подходят к кроватке дочери. И обнаруживают, что вся постель насквозь мокрая. Тогда родители включают свет, достают Катю из кроватки и меняют ей пижаму и всю постель. А пока они заняты этим, Катя радостно играет своими игрушками.

Анализируя данную игру важно отметить, что слабость родителей состоит в том, что они желают, чтобы их ребенок развивался особенно хорошо и быстро. И они не учитывают, что маленькие дети запоминают эмоции. Ловушка со стороны Кати в том, что она вызывает родителей в то время, когда должна спать, предложением высадить ее на горшок. Родители отвечают, высаживая ребенка на горшок. Ребенок наносит нежно и трепетно любящим ее родителям удар, требует игрушки и не писает. Расплата родителей в том, что они оказались обманутыми в своих чувствах. Вознаграждение ребенка — в возможности играть, общаться с родителями, получать от них множество поглаживаний. Родители получают второй удар, когда Катя уже не удерживает мочу, а выливает ее всю на постель. Тем самым получает дополнительную возможность играть, а не спать. А получать от родителей поглаживания вперемежку с недовольным ворчанием для ребенка лучше, чем одиноко лежать в кроватке. Важно отметить, что родители сами своим поведением провоцировали игру ребенка. Эту разновидность игр маленьких детей с физиологическими отправлениями мы называем — игры вокруг горшка.

Игры нищих

Вернемся к взаимодействию с нищими. В наших городах и селах их можно встретить повсюду. Многие люди у нас живут по пословице — от тюрьмы, сумы и желтого дома не зарекайся. Или — помощь нищему — жертвоприношение богу. Или — помни о нищих. Эти люди просят помощи, выставляя напоказ свои уродства и другие слабости. Часть из них действительно зарабатывают себе на пропитание, другим способом прокормиться не может. А если немного понаблюдать за нищими, то оказывается, что собирающие деньги на протез — годами собирают деньги, только меняют места своего промысла, и никакие протезы себе не делают. Ведь, обретя протезы, они лишатся заработка. У человека с гиперкинезами, якобы собирающего деньги на свое лечение, эти деньги каждые два часа забирают его чернявые «хозяева», а ему оставляют самую малость. А он в своей инвалидной коляске с утра до позднего вечера под солнцем, ветром и дождем просит милостыню на лечение. Некоторые нищие становятся агрессивными: «Дай, а то прокляну!» Или всем своим видом демонстрируют — пока не подадите, буду стоять здесь возле вас и не уйду. Или вдруг после получения милостыни нищий становится агрессивным, оскорбляет подателя. Требует компенсации обиды. Когда после переключения нищий из жертвы превращается в преследователя — это уже игра второго класса. А податель милостыни из Спасителя становится Жертвой.

Антитезисы, позволяющие избегать неприятных игр с нищими — это иметь определенную стратегию поведения по отношению к ним. Например: подавать один раз в день, подавать возле определенного храма, жертвовать, чтобы сохранить свое хорошее настроение или создать его. А может быть, выполнить старинный языческий ритуал жертвоприношения.

У меня есть стратегия взаимодействия с нищими. Я давно принял решение подавать 1 или 2 раза в год и тем, кто зарабатывает милостыню своим трудом, а не просто стремиться разжалобить прохожих. И только один нищий вызывал у меня жалость, и я всегда подавал ему. Он сидел с большим крестом на Арбате в непогоду в луже воды, иногда талого снега, и мочи. Он был калека без обеих рук и без обеих ног и вызывал особую жалость, и почему-то навеивал воспоминания о старой Москве времен Великого раскола в православии. Я перестал подавать ему, после того как обнаружил его идущим по Арбату на своих ногах и жестикулирующим руками. Арбатские бичи сообщили мне с уважением, что теперь у него еще и другой бизнес. И он редко нищенствует, только по выходным.

Наш опыт общения с нищими показывает, что большинство из них — это не люди, попавшие в беду, а профессионалы психологических игр, таким образом зарабатывающие себе на жизнь. У некоторых из них, впрочем, весьма обеспеченную. Игры с просящими милостыню составляют специальную группу игр.

Семейные игры

Наше описание игр было бы неполным без семейных игр. Есть разные варианты таких игр. Так Э. Берн описывал супружеские игры. Мы остановимся на семейной игре в варианте родители — дети. Начнем с примера.

В этой семье три человека. Мать, ее сын 23 лет и дочь 14 лет, назовем ее Таней. Брат с сестрой раньше часто ссорились, и матери удавалось сохранять свою власть в семье. В последний год брат с сестрой все чаще находили общий язык, и матери приходилось сталкиваться с их объединенной позицией и отступать. Власть матери в семье пошатнулась, и она далеко не всегда владела ситуацией. Мать пыталась поссорить своих детей, это не удавалось. И тогда в один из дней она предприняла следующие действия.

По телефону позвонила подруга дочери. Она не пошла в школу и хотела узнать домашнее задание. Уроки в школе еще продолжались, и дочери, конечно же, не было дома. Тогда как ее брат дома был. Мать начала проявлять беспокойство, говорить о том, что уроки уже завершились, ее подруга дома, а дочери все нет. И она может попасть в плохую компанию и выпить, и покурить, и еще что… «Дочь теперь перестала слушать маму. Она слушается брата. А ему, как видно, все равно», — причитала мать в ожидании дочери.

Дочь после окончания занятий в школе, без всяких задержек, поспешила домой сообщить о своих двух пятерках по самым трудным предметам. Ее встретила расстроенная мама и напряженный брат. Он требовал признания в том, где и с кем она была на самом деле. Между ними возникла ссора. Затем брат начал бить сестру и сломал ей палец. Мать бегала по комнате и успокаивала детей.

После этой истории более месяца сестра и брат не разговаривали. Доверительные отношения между ними были расстроены навсегда. Мать стала посредником между детьми. И как прежде могла манипулировать каждым из них. И только через 12 лет, посещая терапевтическую группу, Татьяна смогла разобрать игры матери, разрушающие ее жизнь, жизнь ее брата и сломавшие судьбу их матери.

В этой игре участником № 1 являются брат и сестра, участницей № 2 — их мать. Слабость детей в этой семье состоит в их доверии к матери и недостаточном жизненном опыте. Мать ставит ловушку, оговорив сестру перед братом. Ответом было разбирательство, провоцируемое матерью. Ударом — разрыв отношений. Расплатой явились длительные натянутые отношения между братом и сестрой. Вознаграждением матери служил рост ее власти над детьми.

Как уже говорилось выше, многие игры связаны с деньгами. Перейдем к играм финансовых пирамид. Приведем пример завершившейся игры.

Игры финансовых пирамид

Одной паре врачи сообщили, что они обречены не иметь детей. Тогда молодые супруги решили устроить свою жизнь в климатически привлекательном регионе огромной страны. Они выбрали для себя такое место. На последние сбережения съездили туда на отдых. И отправились на Крайний Север зарабатывать средства на уютную спокойную жизнь в Краснодарском крае. Через 27 лет они завершили свой трудовой путь, вышли на пенсию. Поехали в Краснодарский край, присмотрели себе дом. Именно такой, о каком мечтали. Хозяин дома заверил их, что хотя покупателей несколько, он готов подождать именно их в течение трех месяцев. Пожилая чета уехала готовиться к переезду с чувством, что мечта их жизни вот-вот станет реальностью. Все эти годы они экономили деньги, старательно сохраняли их при всех реформах и всех финансовых переменах в стране. Кроме того, у них была продуманно обставленная трехкомнатная квартира и участок с маленьким летним домиком в огородническом товариществе. Такие товарищества на летний сезон, на два месяца в году, подключали к электроснабжению.

Вернувшись на Север, они продали свою квартиру, часть мебели, только на летний домик покупателя не нашлось. И оказалось, что всех денег, которые им удалось собрать, хватало на покупку дома. Скромного дома мечты их жизни. А вот на сам переезд, обустройство на новом месте денег уже не было. Дело близилось к осени, и их летний домик никто не хотел покупать.

В эти годы в стране процветали разного рода финансовые пирамиды. Пожилая чета прочитала в местной газете статью высокопоставленного столичного чиновника, где сообщалось, что государство финансовые пирамиды закрывать не будет, «ведь от этого могут пострадать люди». Восприняв это как гарантии государства, люди, привыкшие верить печатному слову и своему правительству, рассчитали, что если вложить большую часть их денег в одну из пирамид, то через три месяца у них уже будет необходимая сумма.

Они сообщили владельцу дома в Краснодарском крае, что приедут через три месяца, и вложили деньги в финансовую пирамиду. А предстоящие три месяца решили прожить в своем летнем домике, запасаясь дровами. Это оказалось значительно дешевле, чем в гостинице. В своем летнем домике под завывание осеннего ветра, они топили печку-буржуйку и мечтали о теплых вечерах на юге.

Им не пришлось долго ждать. Денежная пирамида рухнула. И вкладчики не только дивидендов, но и вложенных ими же сумм не получили. И тогда эта пожилая пара посвятила свою жизнь тому, чтобы получить причитающиеся им деньги. Они пять лет жили в своем летнем домике и всеми путями пытались вернуть деньги. Так как пенсии на жизнь явно не хватало, за эти годы они потратили все остатки своих сбережений.

Затем их следы затерялись. Может быть, они до настоящего времени активно участвуют в организациях обманутых вкладчиков. А может быть, их уже и нет в живых.

В данной игре, несомненно третьей степени, слабость состояла в желании быстро заработать много денег, не прилагая к этому значительных усилий. Дополнительным условием начала игры явилось заверение в прессе об устойчивости финансовых пирамид. Ловушкой служили высокие проценты и рекламная кампания. В ответ пожилая чета поместила в пирамиду основную часть своих денег. Удар состоял в том, что пирамида лопнула. Расплата — в потере денег. Вознаграждение для выигравшей стороны — в получении денег. Своеобразие данной игры состоит в том, что, получив один удар и одну расплату, эта пожилая чета еще долго боролась. В течение пяти лет получая удар за ударом и расплату за расплатой.

Психологическое своеобразие жителей Севера, их доброжелательность, доверие к людям и к государству было показано нами на примере азартной уличной игры второго класса. Сейчас же остановимся на пирамидах. Конечно же, пирамида — это самая устойчивая конструкция. Лежащая в основе любой иерархии — как пирамида власти в государстве, так и управленческая пирамида в организации. Но там действующий принцип — это общественный договор, условия которого участникам ясны и определены либо законами государства, либо Уставом предприятия. А в деятельность финансовых пирамид и организаций сетевого маркетинга, как правило, заложен принцип игры. Чем же отличаются игровые пирамиды?

Рассматривая деятельность этих организаций, важно обратить внимание на то, каков продукт, который ими производится. Откуда берутся деньги и как они движутся. Какие усилия необходимы для того, чтобы зарабатывать в такой структуре. В том случае, когда в структуре нет никакого продукта, то продуктом становятся деньги вкладчиков. Наши деньги. А если в этой организации есть продукт, и вам предлагают купить его на большую сумму, чтобы в будущем получать свои дивиденды, можете быть уверены — вас приглашают в качестве участника № 1 в психологическую игру. Делают это часто квалифицированно, с напором и знанием технологий внушения. Поэтому к психотерапевтам все чаще попадают пациенты, которые являются жертвами «тоталитарных маркетингов».

Конечно, далеко не все организации, деятельность которых построена по принципу многоуровневого маркетинга, представляют собой незаконную пирамиду, вовлекающую своих участников в психологические игры. Многие из них добросовестно трудятся: обучают персонал, распространяют полезные знания и продукты для здорового образа жизни. Только разобраться, какая это пирамида, часто удается далеко не сразу. В ряде случаев важно экспертное мнение специалиста.

Игры в финансовые пирамиды вызвали создание политических партий и общественных движений и, конечно же, сделали многих людей несчастными. Впрочем есть и такие, которые выиграли. Этим людям иногда везло, а чаще они становились профессиональными игроками финансовых пирамид. Перейдем к описанию игр, во многом противоположных названным.

Еще одна распространенная в нашей стране группа игр — это административные, или чиновные, игры.

Административные игры

Чаще это игры первого класса, где участником № 1 является проситель. Участником № 2 — администратор. Проситель обычно менее опытен, и перед ним возникают разнообразные житейские проблемы. Администратор располагает большим опытом именно в своей области. К тому же он на своей, защищенной охраной, секретарями, очередью и другими преимуществами, территории. Типичную игру можно назвать Приходите завтра, или Приходите вчера. Слабостью просителя является то, что он не может решить свою проблему без администратора и не знает своих прав и возможностей. Ловушка состоит в том, что будто бы только этот администратор может решить данную проблему. В ответ проситель записывается в очередь. И когда он попадает к администратору, тот, внимательно его выслушав, наносит удар. Оказывается, что сегодня проблему решить нельзя, нужно прийти завтра. Или проситель уже опоздал. Нужно было прийти вчера. Расплатой является потерянное время, нерешенная проблема, снижение собственной самооценки, необходимость вновь стоять в очереди. А вознаграждением администратору то, что бесполезный и не нужный проситель отправлен и больше не досаждает, ощущение собственной нужности, предвкушения возможности получения взятки.

Антитезис для просителя состоит в том, чтобы тщательно взвесить, стоит ли обращаться именно к данному администратору. Если стоит, то нужно тщательно готовиться к предстоящей встрече, чтобы не оказаться участником игры № 1. Тем участником который начинает и проигрывает. У нас по этому поводу говорят, что нужно «идти не просто так, а искать подход».

Еще одну административную игру первого класса можно назвать Принесите еще одну справочку. Приведем пример завершившейся игры. Человек долго ждал получения квартиры от производства. Некоторые работники предприятия уже получали квартиры, и ему обещали. Наконец, долгожданный момент наступил. Ему сообщили, что выделяют квартиру. Он тайно вечером с женой сходил и посмотрел двор, подъезд. Представил, какой будет их квартира. Был очень рад и доволен своей будущей квартирой. Своим счастьем. Необходимые документы для оформления квартиры были давно заготовлены. И счастливый будущий владелец отправился к городскую управу к администратору, занимающемуся оформлением ордеров на квартиры. Возле кабинета совсем не было очереди. Ведь мало кто теперь получает квартиры от своего производства. Все больше покупают. И стоят квартиры очень дорого.

Администратор принял счастливого претендента на квартиру весьма сдержанно. Долго и придирчиво рассматривал каждую печать на документах, каждую подпись. Затем вяло сказал, что документы в порядке, только не хватает еще одной справки. Нужно принести еще одну справку, и тогда можно будет подумать о выписке ордера. Будущий владелец квартиры заверил, что он сегодня же еще до обеда принесет требуемую справку. Администратор просил его не торопиться, ведь он работает каждый день пять дней в неделю. Следующий администратор сказал, что он готов выдать справку. Только для этого ему нужна еще одна справка и официальный запрос с места работы соискателя. И так далее… Весь вечер будущий квартировладелец вместе с женой составляли список справок, запросов и других документов, которые нужно представить для получения единственной вожделенной справки, необходимой для выписки ордера на квартиру. Их оказалось 23.

Для решения данных проблем можно было мобилизовать родственников для стояния в очередях. Добрые люди посоветовали соискателю обратиться к знающему человеку в этой же городской управе. И действительно вопрос был улажен быстро, необходимая справка получена. И стоило это не очень дорого. И еще, служащий, выписывающий вожделенный ордер на квартиру, был как-то даже приветлив.

Так и закончилась эта игра первого класса и второй степени. Будущий квартировладелец — участник № 1. Администратор — участник № 2 в этой игре. Слабость состоит в том, что человек впервые в жизни получает квартиру. Он взволнован, неуверен, повышенно тревожен. Ловушка — принесите еще одну справку. Ответ состоит в желании сделать это как можно быстрее. Затем следует множество ударов, состоящих в необходимости принести еще ряд документов. После получения ударов претендент на квартиру применяет антитезис. Он находит человека, который способен решить проблему со справкой.

Расплата состоит в испорченном настроении, ощущении своей беспомощности и некоторой потраченной сумме денег. О вознаграждении администратора можно только догадываться.

Впрочем, в последние годы отмечается большое распространение более прогрессивного варианта этой игры. Везде, где необходимо сложное оформление документов, возникают негосударственные структуры, готовые оказать помощь в оформлении документов. Так оформляются документы на жилье, другую недвижимость, проведение через таможню, и так далее. Впрочем, все документы вы можете оформлять самостоятельно и, может быть, у вас получится. Или заказываете оформление документов специалистам, и за вас это делают быстро, качественно, официально и не очень дорого. Исходя из представления об играх, вам сразу предлагают антитезис — услуги фирмы, которая оформляет ваши документы. То есть вам сразу предлагают и игру, и антитезис.

Диву даешься, как быстро складываются эти игровые формы. Так, летом 2000 года у многих жителей России вдруг появились средства для выезда на отдых. То, что это случилось «вдруг», конечно, тоже следствие игры. Впрочем, мы не об этом. Возник дефицит железнодорожных билетов. И сразу же множество предприимчивых структур начали предлагать гражданам игру в приобретение билетов. От достаточно легального способа, предлагаемого туристическими фирмами, до нелегальных путей с разной степенью риска, предлагаемых различными сотрудниками железнодорожных вокзалов, поездов и предприимчивыми гражданами.

Здесь участник № 1 — человек, желающий приобрести билет; участник № 2 — предлагающий этот билет. Участник № 1 имеет слабость — у него нет билета на проезд к месту вожделенного отдыха. Участник № 2 предлагает этот билет. Участник № 1 отвечает согласием приобрести билет. Участник № 2 наносит удар, сообщая о повышенной стоимости этого билета. Или наносит удары — несколько раз повышая стоимость. Участник № 1 расплачивается деньгами, участник № 2 получает свое вознаграждение также деньгами. Сумма потерянных денег весьма различна. И если нет возможности использовать антитезис, то иногда приходится выбирать того игрока на этом поле, во взаимоотношениях с которым соотношения потерянных денег и риска оптимальные.

Приведем еще одну административную игру. Ее можно назвать Вы приглашаетесь на конференцию. Уже более десяти лет наших соотечественников приглашают участвовать в профессиональных собраниях за рубежом. Более того, такие поездки часто оплачиваются приглашающей стороной. Вначале администрации учреждений это очень нравилось, ведь именно она определяла, кто же поедет в эти престижные, комфортные, иногда даже определяющие будущее, командировки. Скорее всего, участники конференции по выбору администрации редко удовлетворяли зарубежных партнеров. Поэтому они начали присылать именные приглашения. Последнее вовсе не устраивало администраторов. И начались игры. Одни из них состояли в том, что в перечне документов, которые присылались из-за рубежа, кто-то изымал наиболее важные формы, что делало поездку невозможной. И специалист, приглашавшийся на конференцию, получал неполный пакет документов. Да еще ему создавали временной дефицит для подготовки поездки.

В этой игре специалист, приглашающийся на конференцию — участник № 1. Администрация учреждения — участник № 2. Участник № 1 имеет слабость: плохо знает свои права и мало осведомлен в административных играх. Участник № 2 ставит ловушку — передает неполный пакет с приглашением на конференцию. Участник № 1 отвечает согласием и загорается желанием поехать. Удар содержится в недостатке документов в переданном пакете. Расплата состоит в пустых хлопотах в попытке оформить зарубежную поездку. Вознаграждение администрации — в сохранении ее власти.

В нашей стране эта игра относится к первой или второй степени. Возможны разные антитезисы. Один из них — претендент на поездку, самостоятельно связавшись с зарубежным организационным комитетом, получает необходимые формы и добивается осуществления поездки. Второй состоит в том, что претендент начинает разбирательство и ищет виновников среди администрации. Здесь уже возникают возможности для игр второго класса. Когда претендент из жертвы становится преследователем. Впрочем, администрация в таких играх почти всегда выигрывает. Конечно, у нее есть опыт, навыки игр, профессиональная солидарность и другие важные данные для успешной борьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: