Исследование рабочих свойств двигателя по экспериментальным электромеханическим характеристикам.
Изменение момента сопротивления на валу двигателя вызывает изменения как электрических (
), так и электромеханических (
) параметров.
Определить зависимости:
,
,
,
,
при
,
.
где
– частота вращения, об/мин;
– ток якоря двигателя;
– подведенная электрическая мощность;
– момент на валу двигателя;
– КПД
Нагрузку на вал двигателя изменять в пределах от
до
.
Исследование регулировочных свойств двигателя по экспериментальным регулировочным характеристикам.
Скоростная характеристика двигателя постоянного тока 
.
Из этого выражения видно, что скорость двигателя изменяется (регулируется) при изменении
,
и
. Предполагается, что момент сопротивления при этом постоянен
.
Определить характеристики:
а) электромеханические
,
,
,
при
,
где
– КПД двигателя с учетом потерь в реостате.
б) регулировочные
,
при
и
,
,
при
и
.
в) скоростные
при
, где
и
.
г) семейство реостатных характеристик
при
,
, и
для каждой характеристики, где
– сопротивление регулировочного реостата, соответствующее частоте вращения
при
.
д) пусковые характеристики
при
и
.
Определить положение щеток на геометрической нейтрале.
Сдвинуть щетки с геометрической нейтрале против направления вращения якоря на
, нагрузить двигатель
при
и затем разорвать цепь возбуждения. Объяснить процесс, наблюдаемый при этом.
Лабораторная установка.
Лабораторная установка состоит из агрегата: двигатель постоянного тока параллельного возбуждения со стабилизирующей обмоткой и нагрузочный генератор постоянного тока, валы которых соединены муфтой. На стенде расположены измерительные приборы, коммутирующая аппаратура, клеммы машин и приборов. Электрическая схема установки предоставлена на рис. 12.

Рисунок 12. – Принципиальная электрическая схема лабораторной установки.
Так как
и если
, а
в большом диапазоне нагрузки остается практически постоянным, то скоростная характеристика
или
. Опыт по определению скоростной характеристики проводится в следующем порядке. Двигатель запускается на холостом ходу при
и
. Измеряется ток и частота вращения. Увеличивая нагрузку на валу двигателя, измеряют
или
и
. Если бы поток машины
не изменялся, то согласно выражению
.
Функция
должна быть линейной. Существование реакции якоря изменяет суммарный поток машины
. Наличие последовательной обмотки также влияет на величину магнитного потока. Если последовательная обмотка создает
, компенсирующий продольную реакцию якоря, то суммарный поток машины остается практически постоянным, а последовательная обмотка называется стабилизирующей.
Проведение опыта.
Перед проведением опыта (после сборки схемы) проверить согласно или встречно включена стабилизирующая (последовательная) обмотка
. Для этого запустить двигатель и, увеличивая нагрузку, наблюдать за изменением скорости двигателя. Если скорость падает, то включение обмотки согласное, если возрастает – встречное. Соединение обмоток должно быть согласное.
Электромеханические характеристики.
Электромеханические характеристики определяются следующим образом: запускается двигатель и устанавливается напряжение
. Нагружается двигатель до
и устанавливается частота вращения
с помощью реостата тока в цепи возбуждения. При установленных:
,
изменяется момент сопротивления на валу двигателя изменением тока возбуждения и нагрузочного сопротивления генератора. Результаты опыта заносятся в таблицу 5.
Таблица 5.
| № | Опытные данные | Расчетные данные | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| В | А | А | Об/ мин | А | В | А | кВт | кВт | % |
| |
где
– момент сопротивления на валу двигателя:
;
;
.
Примерный вид электромеханических характеристик показан на рис. 13.

Рисунок 13. – Электромеханические характеристики.
Коэффициент полезного действия двигателя резко снижается при снижении оборотов, из-за возрастания потерь в регулировочном реостате.
Регулировочные характеристики.
Регулировочные характеристики определяются следующим образом: при номинальном токе возбуждения нагружают двигатель до номинального момента вращения, затем снижают напряжение с помощью регулировочного реостата на двигателе, поддерживая постоянным момент на валу и ток возбуждения.
Напряжение изменять в пределах
.
Опытные данные заносят в таблицу 6.
Таблица 6.
| № | Опытные данные | Расчетные данные |
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| В | А | А | Об/ мин | А | В | А | кВт | кВт | % | ||
Здесь:
;
;
;
;
;
;
.
По данным опыта строятся регулировочные характеристики. Потере в регулировочном реостате принимаются равными
.
При
процесс регулирования частоты вращения реостатным способом протекает следующим образом. Двигатель вращается с частотой
и создается момент
. При введении в цепь якоря сопротивления
:
Ток якоря в первый момент уменьшается от
до
, уменьшится момент
.
При постоянном
момент движущий уменьшится
. По уравнению движения
; т. к.
двигатель замедляет свой ход.
Уменьшение частоты вращения привода к уменьшению
, и, следовательно, к увеличению тока якоря. Скорость уменьшается до тех пор, пока момент вращения не возрастет до первоначальной величины
, ток статора также возрастет практически до первоначального значения (рис. 14).

Рисунок 14. – Зависимость частоты
и тока якоря
от времени
.
Таким образом, при регулировании частоты вращения реостатным способом при постоянном моменте на валу, ток якоря остается почти постоянным, а полезная мощность изменяется пропорционально частоте вращения.
Питание двигателя осуществляется от блока, принципиальная схема которого представлена на рис. 15.

Рисунок 15. – Схема блока питания установки.






