Исследование рабочих свойств двигателя по экспериментальным электромеханическим характеристикам.
Изменение момента сопротивления на валу двигателя вызывает изменения как электрических (), так и электромеханических () параметров.
Определить зависимости: , , , , при , .
где – частота вращения, об/мин;
– ток якоря двигателя;
– подведенная электрическая мощность;
– момент на валу двигателя;
– КПД
Нагрузку на вал двигателя изменять в пределах от до .
Исследование регулировочных свойств двигателя по экспериментальным регулировочным характеристикам.
Скоростная характеристика двигателя постоянного тока
.
Из этого выражения видно, что скорость двигателя изменяется (регулируется) при изменении , и . Предполагается, что момент сопротивления при этом постоянен .
Определить характеристики:
а) электромеханические , , , при ,
где – КПД двигателя с учетом потерь в реостате.
б) регулировочные , при и ,
, при и .
в) скоростные при , где и .
г) семейство реостатных характеристик при , , и для каждой характеристики, где – сопротивление регулировочного реостата, соответствующее частоте вращения при .
|
|
д) пусковые характеристики при и .
Определить положение щеток на геометрической нейтрале.
Сдвинуть щетки с геометрической нейтрале против направления вращения якоря на , нагрузить двигатель при и затем разорвать цепь возбуждения. Объяснить процесс, наблюдаемый при этом.
Лабораторная установка.
Лабораторная установка состоит из агрегата: двигатель постоянного тока параллельного возбуждения со стабилизирующей обмоткой и нагрузочный генератор постоянного тока, валы которых соединены муфтой. На стенде расположены измерительные приборы, коммутирующая аппаратура, клеммы машин и приборов. Электрическая схема установки предоставлена на рис. 12.
Рисунок 12. – Принципиальная электрическая схема лабораторной установки.
Так как и если , а в большом диапазоне нагрузки остается практически постоянным, то скоростная характеристика или . Опыт по определению скоростной характеристики проводится в следующем порядке. Двигатель запускается на холостом ходу при и . Измеряется ток и частота вращения. Увеличивая нагрузку на валу двигателя, измеряют или и . Если бы поток машины не изменялся, то согласно выражению
.
Функция должна быть линейной. Существование реакции якоря изменяет суммарный поток машины . Наличие последовательной обмотки также влияет на величину магнитного потока. Если последовательная обмотка создает , компенсирующий продольную реакцию якоря, то суммарный поток машины остается практически постоянным, а последовательная обмотка называется стабилизирующей.
|
|
Проведение опыта.
Перед проведением опыта (после сборки схемы) проверить согласно или встречно включена стабилизирующая (последовательная) обмотка . Для этого запустить двигатель и, увеличивая нагрузку, наблюдать за изменением скорости двигателя. Если скорость падает, то включение обмотки согласное, если возрастает – встречное. Соединение обмоток должно быть согласное.
Электромеханические характеристики.
Электромеханические характеристики определяются следующим образом: запускается двигатель и устанавливается напряжение . Нагружается двигатель до и устанавливается частота вращения с помощью реостата тока в цепи возбуждения. При установленных: , изменяется момент сопротивления на валу двигателя изменением тока возбуждения и нагрузочного сопротивления генератора. Результаты опыта заносятся в таблицу 5.
Таблица 5.
№ | Опытные данные | Расчетные данные | |||||||||
В | А | А | Об/ мин | А | В | А | кВт | кВт | % | ||
где – момент сопротивления на валу двигателя:
; ; .
Примерный вид электромеханических характеристик показан на рис. 13.
Рисунок 13. – Электромеханические характеристики.
Коэффициент полезного действия двигателя резко снижается при снижении оборотов, из-за возрастания потерь в регулировочном реостате.
Регулировочные характеристики.
Регулировочные характеристики определяются следующим образом: при номинальном токе возбуждения нагружают двигатель до номинального момента вращения, затем снижают напряжение с помощью регулировочного реостата на двигателе, поддерживая постоянным момент на валу и ток возбуждения.
Напряжение изменять в пределах .
Опытные данные заносят в таблицу 6.
Таблица 6.
№ | Опытные данные | Расчетные данные | |||||||||
В | А | А | Об/ мин | А | В | А | кВт | кВт | % | ||
Здесь: ; ;
; ;
; ;
.
По данным опыта строятся регулировочные характеристики. Потере в регулировочном реостате принимаются равными .
При процесс регулирования частоты вращения реостатным способом протекает следующим образом. Двигатель вращается с частотой и создается момент . При введении в цепь якоря сопротивления :
Ток якоря в первый момент уменьшается от до , уменьшится момент .
При постоянном момент движущий уменьшится . По уравнению движения ; т. к. двигатель замедляет свой ход.
Уменьшение частоты вращения привода к уменьшению , и, следовательно, к увеличению тока якоря. Скорость уменьшается до тех пор, пока момент вращения не возрастет до первоначальной величины , ток статора также возрастет практически до первоначального значения (рис. 14).
Рисунок 14. – Зависимость частоты и тока якоря от времени .
Таким образом, при регулировании частоты вращения реостатным способом при постоянном моменте на валу, ток якоря остается почти постоянным, а полезная мощность изменяется пропорционально частоте вращения.
Питание двигателя осуществляется от блока, принципиальная схема которого представлена на рис. 15.
Рисунок 15. – Схема блока питания установки.