Если не я себе, то кто - мне

Одной из особых проблем в изучении науки каббала является трудность разобраться во множестве противоречий, которые мы обнаруживаем в ней. Например, нам очень сложно понять, как из доброго и творящего добро Творца исходит зло. Или как можно достичь слияния с Творцом, одновременно сохранив свою независимость. Корень всех противоречий кроется в противоположности двух сил, действующих в творении: желания получать и желания отдавать. Все сомнения исчезнут только в момент, когда они соединятся друг с другом в состоянии окончательного исправления.

Ну, а пока… Вот еще одно непростое противоречие: каббалисты пишут, что «Нет никого, кроме Него», т.е. желания отдавать, силы, которая создала, создает и будет создавать все существующее. Если так, что тогда имел в виду великий каббалист Гилель, сказав: «Если не я себе, то кто - мне»? То есть при чем здесь Творец, если все зависит от меня самого? Какой смысл вести себя так, будто все зависит только от меня и ни от кого более, ведь «Нет никого, кроме Него»? Если все события реальности спускаются к нам исходя из замысла творения, согласно заранее известному плану, какой смысл прилагать какие-либо усилия? Сядем и подождем того, чему суждено случиться.

Чтобы понять, как можно разрешить это противоречие, следует разъяснить смысл выражения «Если не я себе, то кто - мне?». Как мы уже не раз подчеркивали, наука каббала занимается исключительно духовным развитием человека. Духовное развитие проходит несколько этапов, известных заранее, которые раскрываются в определенном порядке, один за другим. Подобно ребенку, который в полгода уже может сидеть, в год начинает ходить, а полуторагодовалый малыш пытается разговаривать, так и ступени нашего духовного развития естественно раскрываются одна за другой, в соответствии с порядком выхода «решимот» («духовных генов», записи духовной информации).

На первый взгляд, может показаться, что нам следует только сидеть и ждать раскрытия всех ступеней. Но, если мы не приложим максимальных усилий для раскрытия этих решимот, то ничего не произойдет. Именно об этом сказано «Если не я себе, то кто - мне?».

Прежде чем раскроется каждая новая точка связи с Творцом, мы должны сделать все, что в наших силах, для ее раскрытия. Мы не можем сидеть и ждать, пока все сделается само собой, полагаясь на «Нет никого, кроме Него». Если будем просто ждать, ничего не произойдет. Чтобы раскрыть следующий этап духовного развития, нам следует потрудиться, создать духовное окружение, в рамках которого мы развиваемся, а учебу сделать постоянной. Только после приложенных нами усилий раскроется то, что раскроется. И тогда мы сможем сказать: «Нет никого, кроме Него» и связать все, что произошло, включая наши усилия, с единой силой, управляющей всей действительностью.

Делаем все возможное, что в наших силах: «Если не я себе, то кто - мне», а потом определяем раскрывшееся нам в соответствии с законом «Нет никого, кроме Него». Так мы выражаем свое желание раскрыть, что все приходит от Творца; что единая сила, добрая и творящая добро, управляет всем творением, как единым организмом; что все события и части его связаны незримыми нитями отдачи и любви.

Итак, именно внутренняя работа, согласно принципу «Если не я себе, то кто - мне», выявляет наши усилия объединить все составляющие действительности согласно закону «Нет никого, кроме Него». Без этой работы невозможно исполнять этот закон. Только усилия сделать все возможное позволяют нам впоследствии свести все действия к корню всех причин. Подобно каждой вещи в реальности, которая постигается через ее противоположность, так же и истина «Нет никого, кроме Него» познается в работе «Если не я себе, то кто - мне»

Бааль Сулам написал о правильном сочетании этих двух подходов и в материальной жизни: «Прежде, чем человек выходит на рынок заработать свой дневной хлеб, обязан он удалить из своих дум мысль о личном управлении и сказать себе: "Если не я себе, никто не поможет мне", и делать все необходимое, как все люди, чтобы заработать свой хлеб, как они. Но вечером, когда вернулся домой и заработанное при нем, ни в коем случае не подумать, что своими усилиями заработал это, а даже если бы весь день лежал, также оказалась бы его выручка при нем. Потому что так заранее думал о нем Творец, и потому так обязано было произойти». Так происходит в материальном мире, и тем более, как разъяснено выше, в духовном.

Такое сочетание двух совершенно противоположных подходов в единое целое свойственно только науке каббала и радикально отличает ее методику от всех других. Различные религиозные течения отменяют человека и возвеличивают Творца. Всевозможные научные методики, наоборот, отменяют Творца и возвеличивают человека. Наука каббала соединяет эти две противоположности в их взаимодействии. С ее помощью человек раскрывает полную картину, в которой соединяются все элементы творения.

Из этого особого сочетания двух противоположных подходов, дополняющих друг друга, можно действительно понять, как две противоположности, сочетаясь и не отменяя друг друга, создают совершенную картину гармонии единой реальности.

Проверь себя:

  • Каково правильное соотношение между выражениями «Если не я себе, то кто - мне?» и «Нет никого, кроме Него»?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: