Николай Андреевич Римский - Корсаков

(18 марта 1844 - 23 июля 1908)

Жизнь и творчество

Николай Андреевич Римский–Корсаков занимает особое место среди всей русской композиторской школы. Сюжеты большинства его опер и симфонических произведений основаны на народном эпосе и фольклоре – русском, украинском, европейском, восточном. По мнению некоторых исследователей, имя Римского-Корсакова занимает место композитора-сказочника. В основе его произведений лежат не только стилизованные под русские народные мелодии, но и подлинные русские напевы. Перейдем к общему обзору творческого наследия Римского-Корсакова.

Творчество Николая Андреевича можно разделить на три основных этапа:

  • «Ранний период» (1844 – 1877 года)
  • «Творческая зрелость» (1877 – 1894 года)
  • «Расцвет творческих сил» (1894 – 1908 года)

«Ранний период»

Николай Андреевич Римский–Корсаков родился 18 (6) марта 1844 года в городе Тихвин Новгородской губернии в интеллигентной дворянской семье. Жизнь в родном городе оставила свой след в творческом сознании будущего композитора. Музыкальная одаренность Николая Андреевича проявилась очень рано, регулярные занятия музыкой начались с 6-ти лет. К последним годам тихвинской жизни относятся первые опыты сочинения музыки.

В июле 1856 года, отец перевозит Колю в Петербург для обучения в Морском корпусе. Серьезное музыкальное образование началось с осени 1859 года, после встречи со знаменитым педагогом Канилле. Именно ему Римский–Корсаков обязан своим знакомством с Милием Алексеевичем Балакиревым.

Встреча состоялась 26 ноября 1861 года. По совету М. А. Балакирева юный композитор приступает к работе над «Симфонией es–moll». Но работа над сочинением симфонии и встреча с новыми друзьями была прервана длительным морским путешествием.

После окончания Морского корпуса Николай Андреевич покинул Россию на клипере «Алмаз» и провел три года в морском путешествии.

В 1865 году Римский–Корсаков вернулся в Петербург и ноябре закончил свою «Первую симфонию es–moll». День исполнения симфонии – 19 декабря 1865 года считается началом профессиональной композиторской деятельности.

В 60 – ые годы Николай Андреевич пишет симфоническую картину «Садко», симфоническую сюиту «Антар» и первые романсы. В первых сочинениях Римский-Корсаков впервые обращается к народному творчеству.

Зимой 1867 /1868 года возникает первая мысль о создании крупного произведения. Николай Андреевич решает написать оперу на сюжет стихотворной драмы Л. А. Мея «Псковитянка». В период написания оперы сближаются два великих русских композитора Н. А. Римский-Корсаков и М. П. Мусоргский.

В 1872 году Николай Андреевич женился на Надежде Николаевне Пургольд, с которой познакомился на собраниях "Могучей Кучки".

Важнейшим событием в жизни Римского–Корсакова стало приглашение его на должность преподавателя Петербургской консерватории по классам оркестровки, инструментовки и композиции. В 70 – ые годы Римский – Корсаков впервые обращается к дирижерской практике и становится дирижером ученического оркестра, пробыв на этой должности до 1875 года. В 1873 году композитор задумывает создать руководство по оркестровке.

В 1874 году, после ухода М. А. Балакирева с должности главного дирижера Бесплатной Музыкальной школы, на эту должность был приглашен Римский–Корсаков.

В 1875 году Римский-Корсаков начинает работу над сборниками русских народных песен («40 русских народных песен, собранных Т. И. Филиповым» и собственный сборник «100 русских народных песен»). Позже композитор будет использовать мелодии из этих сборников в своих операх.

«Творческая зрелость»

В 1877 году Римский-Корсаков начинает работу над оперой "Майская ночь".

Следующим сочинением композитора стала знаменитая «Снегурочка». В работах о "Снегурочке" неоднократно отмечалось органичное единство творческого замысла и его воплощения.

После смерти М. П. Мусоргского в 1881 году Римксий-Корсаков взял на себя работу по окончанию и подготовке к исполнению его произведений.

Пятилетие 1882 - 1886 годов оказалось малоплодотворным в творчестве композитора. В 1883 году Римский-Корсаков начал свою работу в Придворной Певческой капелле.

В августе 1882 года, во время пребывания в Москве, Николай встретился с меценатом М. П. Беляевым. Так началось знакомство с человеком, имевшим довольно большое значение для развития Русской музыкальной культуры. "Беляевский кружок" непосредственно имеет преемственные связи с "Балакиревским кружком". В него входили ученики Римского-Корсакова - А. Лядов и А. Глазунов.

В 80 -ые года Римский–Корсаков пишет самые знаменитые симфонические произведения - "Испанское Каприччио" и "Шехерезада". В 1885 году Римский-Корсаков заканчивает «Практический учебник гармонии» начаты годом ранние.

В 1887 году, после смерти А. П. Бородина, Римский-Корсаков (вместе с А. Глазуновым) берет на себя работу по подготовке к печати его произведений.

Последним творческим сочинением 80-ых годов является опера-балет "Млада" написанная в эскизах в 1889 году.

Завершение "Млады" совпало с началом трудного периода в жизни Римского-Корсакова. В период с 1890 года по 1894 год Николай Андреевич не написал ни одного произведения (!). Творческий кризис связан с семейными обстоятельствами. Нормальное течение жизни было нарушено тяжелыми болезнями второго сына и Надежды Николаевны. Семейные бедствия не закончились только болезнями.

В этот период также произошел разлад отношений между М. А. Балакиревым и Н. А. Римским-Корсаковым. В январе 1894 года Николай Андреевич покинул службу в Придворной Певческой капелле. Весной 1894 года Николай Андреевич принимается за творческую работу.

«Расцвет творческих сил»

В апреле 1894 года Римский-Корсаков решил написать оперу «Ночь перед Рождеством».

Шестая опера композитора - "Садко". Второй раз Римский-Корсаков обратился к данному сюжету. Премьера оперы состоялась 26 декабря 1897 года в Частной опере С. И. Мамонтова. С Мамонтовской труппой связано много постановок опер Римского–Корсакова. В конце XIX веке, начале XX века в Мамонтовской труппе были сосредоточены самые сильные артисты этого жанра.

Конец 90–ых годов является периодом рассвета романсного творчества Н. А. Римского – Корсакова.

К 1897 году относится создание «камерной» оперы «Моцарт и Сальери» на одноименный сюжет пьесы А. С. Пушкина. В 1898 году Римский-Корсаков принялся за написание пролога к «Псковитянке» - «Боярыня Вера Шелога».

В этом принимается за одну из знаменитых и любимых своих опер - «Царскую Невесту». В ее основу легла одноименная драма Л. А. Мея. В опере Николай Андреевич продолжает использовать мелодии народного склада взятые из его сборников Русских Народных песен. Премьера состоялась 22 октября 1899 года в Русской Частной опере.

В 1899 году композитор принимается к созданию новой сказочной оперы– «Сказка о царе Салтане» на одноименный сюжет сказки А. С. Пушкина.

В начале девятисотых годов у Римского – Корсакова появляется идея написать оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». К работе над «Сказанием» композитор приступил только в 1904 году. В период между «Салтаном» и «Сказанием» написано три оперы – «Сервилия», «Пан воевода» и «Кащей бессмертный».

«Кащей бессмертный» является новой страницей в оперном творчестве Римского-Корсакова. Здесь композитор использует новые приемы в гармонии и оркестровке.

«Сказание о Невидимом Граде Китеже и деве Февронии» одна из самых известных и загадочных опер Римского-Корсакова. До сих пор некоторые исследователи ищут ключ к разгадке этой оперы.

В 1905 году в разгар Первой Русской революции Римский-Корсаков встал на сторону бастующих. 10 февраля 1905 года началась забастовка учащихся Петербургской консерватории. Николай Андреевич поддержал решение о временном закрытии консерватории.

В октябре 1906 года Римский-Корсаков решает написать оперу на сюжет сказки Пушкина «Золотой петушок». Опера «Золотой петушок» последняя совместная работа либреттиста Владимира Бельского и Римского-Корсакова. В оперу вошли политические намеки, связанные с эпохой написания оперы. «Золотой петушок» - смелое и гневное обличие царизма средствами музыки. Премьера оперы состоялась уже после смерти композитора в 1909 году. «Золотой Петушок» последнее произведение Николая Андреевича.

В этом году Николай Андреевич заканчивает свой многолетний творческий труд – «Летопись моей музыкальной жизни». Последняя запись в ней датирована зимой 1906 года.

Весной 1908 года произошло резкое ухудшение здоровья Николая Андреевича. Летом семья Римского-Корсакова переехала в Любенск. 8 июня Римский-Корсаков умер от приступа стенокардии. 10 июня состоялось погребение на Новодевичьем кладбище в Петербурге. В 1937 году могила Римского-Корсакова была перенесена в пантеон-некрополь Александро-Невской лавры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: