Формирование двигательной активности
Новорожденный ребенок большую часть суток спит, взгляд не фиксирует.
Движения новорожденного хаотичны,
носят атетозообразный характер,
не целенаправленны,
наблюдается гипертонус сгибателей.
- Вначале формируется координация мышц глаз (3 нед.) фиксация взора на ярком предмете, затем ребенок на втором месяце следит за движущимися предметами.
- К 1,5 мес. ребенок начинает держать голову.
- С 3-3,5 мес. - ощупывать свои руки, перебирать пальцами край пеленки.
С этого времени начинают формироваться целенаправленные движения, для чего игрушки подвешивают в кроватке над уровнем лежащего ребенка.
Вначале ребенок удерживает игрушку двумя руками, лишь только с 5-го месяца протягивание руки и захватывание предмета начинает напоминать аналогичные движения взрослого. Однако еще в этом возрасте имеется обилие нерациональных движений.
К 7-8 мес. движения хватающей руки становятся прицельными, что говорить о совершенствовании двигательного и зрительного анализаторов.
|
|
- На 4-5 мес. развивается координация движения мышц спины, что проявляется вначале переворачиванием со спины на живот, затем (5-6 мес.) – с живота на спину.
- На 6 мес. ребенок начинает самостоятельно сидеть.
- Достаточное зрелое ползание с перекрестным движением рук и ног устанавливается к 7-8 мес.
- С 8-9 мес. ребенок стоит в кроватке и переступает ножками
- Около 1 года делает первые самостоятельные шаги. Отдельные дети могут ходить с 10-11 мес. Ребенок ходит, широко расставив ножки и вытянув вперед ручки, и только к 4 годам можно видеть правильную зрелую походку.
Этапы развития речи
Первый этап – подготовительный (с 2-4 мес.) Развитие гуления и лепета. Начинается с кратковременного гуления.
К 5 мес. появляется длительное певучее гуление.
В 7 мес. возникает лепет (т.е. произношение отдельных слов).
Второй этап – возникновение сенсорной речи (т.е. уже понимание отдельных элементов речи взрослого).
Начинается с 7-8 мес. жизни. Параллельно с возникновением сенсорной речи интенсивно развивается лепет, который обогащается интонациями.
Третий этап – возникновение моторной речи.
Обычно первые слова ребенок произносит на 10-11 мес.
К году большинство детей произносят 10-12 слов.
Этот этап характеризуется расширением возможностей сенсорной речи.
К 1,5 годам ребенок понимает целые предложения.
К 2 годам воспринимает несложные рассказы и сказки, выполняет большое количество просьб.
Во втором полугодии второго года происходит скачок формирования моторной речи: улучшается артикуляция, словарный запас взрастает до 200-300 произносимых слов.
К концу 2 года начинается формирование суждений и речь занимает ведущее место среди способов ощущения ребенка.