Риск-менеджмент

[По Бакировой]:

• Целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода в условиях неопределенности рынка.

• Конечная цель риск-менеджмента соответствует целевой функции предпринимательства.

• Получение наибольшего дохода при оптимальном для организации уровне риска.

Риск-менеджмент - система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. При рыночной экономике производители, продавцы и покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно. Их финансовое будущее непредсказуемо и мало прогнозируемо. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.

Риск-менеджмент представляет собой систему управления рис­ком и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. На степень и величину риска реально воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент. В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная роль риск-менеджмента полностью соответствует целевой функции предпринимательства, которая заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска.

Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику управ­ления. Под стратегией управления понимаются направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стра­тегии, отбросив все другие варианты. После достижения постав­ленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разра­ботки новой стратегии. Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики уп­равления является выбор оптимального решения и наиболее при­емлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Риск-менеджмент как система управления состоит из двух под­систем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления):

- Объектом управления в риск-менеджменте являются риск, рис­ковые вложения капитала и экономические отношения между хо­зяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К этим экономическим отношениям относятся отношения между страхо­вателем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между пред­принимателями (партнерами, конкурентами) и т.п.;

- Субъект управления в риск-менеджменте - это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхова­нию, аквизитор, актуарий, андеррайтер и др.), которая посредст­вом различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта уп­равления.

Процесс воздействия субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, пе­редачу, переработку и использование информации. В риск-менед­жменте получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска.

Информационное обеспечение функционирования риск-ме­неджмента состоит из разного рода и вида информации: статис­тической, экономической, коммерческой, финансовой и т.п. Эта информация включает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая, страхового события, наличии и ве­личине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхования, о дивидендах и процентах и т.п.

Базовые функции системы риск-менеджмента:

  • Идентификация рисков (анализ текущей рыночной ситуации, внешней среды, детальное качественное описание рисков);
  • Расчет рисков (математический подход);
  • Разработка мероприятий по минимализации риска;
  • Контроль выполнения мероприятий по минимализации рисков.

Типы риск-менеджмента:

· Лимитирование – лимитирование концентрации риска - этот метод используется обычно по тем видам рисков, которые выходят за пределы их допустимого уровня, т.е. по операциям, осуществляемым в зоне критического или катастрофического риска.

  • Диверсификация – расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

· Хеджирование (страхование) – открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке. Его предназначение: использование данного механизма для устранение рисков - устранение неопределенности будущих денежных потоков, что позволяет иметь твердое значение величины будущих поступлений в результате операционной деятельности (если расчеты привязаны к курсу валюты, например, фиксируем курс).

Позволяет снизить степень неопределенности и принятие решений при наличии более полной и точной модели происходящих процессов, будет более взвешенным и грамотным, а значит менее рискованным.

Построение эффективной системы управления риском компании возможно только с применением всех вышеуказанных инструментов в совокупности.

Наиболее эффективным и наглядным способом разработки процедур управления рисками служит моделирование в рамках реинженирингового подхода, т. е. современной технологии современных бизнес-процессов.

Реинжениринг – совокупность методов, позволяющих с помощью информационных технологий производить моделирование структур и процессов компании.

Бизнес-процесс – упорядоченная во времени и пространстве совокупность работ, направленных на получение определенного результата с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов.

Бизнес-модель представляет собой совокупность организационно- функциональных моделей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: