ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ - перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям.
+
Характеристика учителя из вопроса 2.
4. Педагогические способности и профессионально значимые личностные качества учителя.
Доминантные качества личности учителя. При отсутствии любого из них учитель-воспитатель не может плодотворно осуществлять педагогическую деятельность
o гражданственность (социальная ответственность);
o любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость);
o оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);
o справедливость (честность, совестливость);
o общительность (педагогический такт, коммуникабельность);
o требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность);
o альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);
o волевые качества (целеустремленность, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, терпеливость);
|
|
o толерантность – терпимость, снисходительность к людям;
o педагогическая наблюдательность (проницательность);
o эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость);
o интеллигентность (обаяние, духовность);
o современность;
o доминантность (принятие ответственности за других, умение руководить);
o креативность (творчество).
Ученые еще говорят и о так называемых периферийных ПЗЛК, и о таких качествах, наличие которых у педагога расценивается как профессиональные противопоказания и которые служат причиной профессиональной непригодности.
Под периферийными понимают те качества личности учителя, которые не оказывают решающего влияния на продуктивность его педагогической деятельности, однако способствуют ее успешности. К периферийным ПЗЛК относят, например, приветливость, энтузиазм, серьезность, наличие чувства юмора, артистичность, инициативность, увлеченность чем-либо (хобби), реальный подход к жизни, любознательность.