I.Уровневая структура:
1.Деятельность как целое (рассматр ее виды)
2.Уровень действий. Действие – часть деятельности, имеющее цель. Может быть предметная (внешняя) или устная (внутренняя)
3.Уровень операций. Операции – способы выполнять деятельности (техническая сторона). Отражена в автоматизированности приемов и навыков. Мало осознаваемое или не осознаваемое.
4.Уровень психофизических функций (базовый). Определен природными возможностями человека. Способность к ощущениям, движениям, речи. Это одновременно и предпосылки, и средства деятельности.
II.Выделение в деятельности внешних и внутренних компонентов:
Внутренних – производный от внешнего (умственный, психический)
Интериодизация – процесс приобретения внешних действий во внетрпсих план. Действие в уме производится с образами предметов, вместо реального продукта получается мысленный результат. При энете-ризации внешняя деятельность трансформируется: отдельные действия и операции сокращаются, некоторые выпадают. Поэтому процесс во внутреннем плане быстрый. Экстериоризация - обратный процесс.
|
|
III. Выделение структурных элементов: навыки –автоматизированные компоненты деятельности, сформировавшиеся в процессе упражнений. Для сохранения требуется возвращение к нему.
Умение – способы успешного выполнения действия, соответствие целям и условиям деятельности. Опираются на знания. Сознательно контролируемые части деятельности, включают в себя навыки.
Навыки и умения включены в характерные виды деятельности, сокращая кол-во ошибок, убирая лишние действия, сокращая физическое и умственное усилия.
Привычки – негибкая часть деятельности, выполняемая механически, не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. Навыки - специально организованные условия, привычка - случайно.
Виды:
Игровая деятельность – направлена на процесс игры
Учебная деятельность: цель – обретение знаний, умений, характер самообразования
Трудовая деятельность – создание материальных и духовных ценностей