Краткие биографические сведения о жизни и деятельности известных педагогов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Б) Отечественная школа и педагогика

А) Зарубежная школа и педагогика

ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Педагогика цивилизаций Древнего Востока (Месопотамия, Индия, Древний Египет).

2. Педагогические взгляды и деятельность Конфуция.

3. Педагогические идеи Демокрита.

4. Педагогическое учение Сократа.

5. Педагогическая деятельность Платона.

6. Аристотель – выдающийся мыслитель Древней Греции.

7. Педагогика Древнего Рима.

8. Мыслители раннего христианства о воспитании.

9. Влияние церковной культуры на развитие образования в Средние века.

10. Система ученичества и ее характерные черты в X-XV вв.

11. Особенности женского воспитания в Средние века.

12. Вклад средневековых философов и теологов в развитие теории и методики обучения и воспитания.

13. Формирование духовно-интеллектуальной элиты в средние века: монастырь, королевский двор, университет.

14. Социально-педагогическая утопия Т.Мора и ее значение для развития педагогической мысли.

15. М.Монтень – взгляды на личность и ее воспитание.

16. Развитие идеи гуманизма в педагогике эпохи Возрождения.

17. Воспитательный идеал педагогов-гуманистов.

18. Педагогические идеи Реформации.

19. Иезуитская система воспитания.

20. Педагогическая система Я.А. Коменского как протест против средневековой системы воспитания.

21. Принципы и методы обучения в теории Коменского.

22. Вопросы воспитания в педагогической концепции Дж. Локка.

23. Система обучения джентльмена Дж.Локка.

24. Активность личности в теории французских материалистов XVII века.

25. Принцип природосообразности Руссо как основа свободного воспитания.

26. Содержание и методы свободного воспитания по Руссо.

27. Дидактические положения Ж.-Ж. Руссо и их прогрессивное значение.

28. Педагогические идеи Просвещения в проектах школьных реформ в эпоху Французской революции.

29. Педоцентристская революция в западной педагогике конца 19-нач. 20 в.

30. Р.Штейнер о воспитании ребенка с позиции антропософии.

31. Гуманистическая педагогика С.Френе.

32. Ф.Фребель и его система воспитания дошкольников.

33. М.Монтессори как первый теоретик дошкольного воспитания.

34. Зарубежная система подготовки учителей в ее историческом становлении.

35. Университет (от истоков до наших дней) как тип высшей школы.

36. Болонский процесс: задачи и планируемые результаты.

37. Эволюция школьных программ в 80-90-е гг. в странах Запада.

38. Проблемы школьного воспитания в странах Запада на современном этапе.

39. Тестирование учебных достижений учащихся в США.

40. Проблема качества современного высшего образования и подходы к ее решению.

41. Педагогическая мысль Византии.

42. Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения».

43. Педагогические принципы Древней Руси.

44. Домострой о воспитании и нравственности.

45. Сущность, содержание и методы православной педагогики.

46. Народная педагогика на Руси и ее значение для развития теории и практики воспитания.

47. В.Татищев как яркий представитель педагогики петровского времени.

48. И.И.Бецкой как организатор системы просвещения в России.

49. Н.Новиков – просветитель ХУШ века.

50. Ф.Янкович в истории российского образования

51. Царскосельский лицей – элитное учебное заведение России

52. Взгляды на личность учителя и его подготовку в российской педагогике Х1Х века.

53. Земская школа России (история, опыт)

54. Педагогическая деятельность и взгляды П.Каптерева.

55. Педагогическая деятельность и взгляды В.Стоюнина.

56. Теория свободного воспитания в воспитательных системах русских педагогов.

57. Д.Менделеев как педагог.

58. Авторские школы в России во второй половине 19 в. (Н.Корф, Н.Бунаков, Л.Толстой, С.Рачинский

59. Альтернативная педагогика 20-х гг. в Советской России.

60. А.В.Луначарский и Н.К.Крупская как теоретики и организаторы народного образования в советский период.

61. Экспериментальные школьные площадки в 20-30-е гг. в Советской России. (С.Шацкий и др.).

62. История детского движения в советский период: становление и развитие, проблемы, противоречия, современная оценка.

63. Педагогический опыт работы А.С.Макаренко с трудными подростками и его оценка в отечественной и зарубежной педагогике.

64. Опыт авторской школы В.А.Сухомлинского по обучению и воспитанию сельских детей.

65. Белорусская школа в послевоенный период(50-60-е гг. ХХ века).

66. Кризис советской школы в 80е гг. ХХ века и его причины.

67. Движение педагогов- новаторов и его оценка.

68. Тенденции развития школьного образования в 90-е гг. ХХ века в странах СНГ

69. Инновации в практике работы современной белорусской школы.

70. Учебные заведения нового типа в национальной системе образования.

71. Развитие гимназического образования в Республике Беларусь в 90-е гг. ХХ в.

72. Лицей БГУ.

73. Приоритеты развития современной высшей школы в Республике Беларусь.

74. Централизованное тестирование в Республике Беларусь: история, опыт, проблемы.


1. Предмет, задачи истории педагогики, ее место в системе подготовки будущего учителя.

2. Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.

3. Воспитание и обучения в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай).

4. Система образования и воспитания в государствах Древней Греции (Спарте и Афинах).

5. Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель).

6. Воспитание и школа в Древнем Риме.

7. Возникновение христианства и его влияние на воспитание.

8. Образование и школа в Западной Европе в средние века. Средневековый университет.

9. Развитие педагогической мысли в трудах теологов и философов Византии (И.Златоуст, М.Исповедник, С.Богослов, Г.Палама и др.)

10. Педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения (В.де Фельтре, Ф.Рабле, М.Монтень, Т.Мор, Т.Кампанелла, Э.Роттердамский)

11. Система образования в Западной Европе в период Реформации и Контрреформации. Система иезуитского воспитания.

12. Деятельность и педагогические взгляды Я.А.Коменского.

13. Дидактическая система Я.А.Коменского. Педагогические труды.

14. Педагогическая концепция Дж.Локка «Воспитание джентльмена».

15. Движение Просвещения во Франции. Д.Дидро и К.А.Гельвеций о воспитании.

16. Теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо. «Эмиль или о воспитании»

17. Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци. Теория элементарного образования.

18. Педагогические взгляды И.Ф.Гербарта и их влияние на школьную практику.

19. Педагогические взгляды А.Дистервега. Деятельность по объединению немецкого учительства.

20. Педагогические взгляды социалистов-утопистов (Ш.Фурье, А. Сен-Симон, Р.Оуэн)

21. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси до XII в.

22.

23. Народная педагогика белорусов.

24. Белорусские просветители ХП в. (Е.Полоцкая, К.Туровский)

25. Школа и просвещение в Беларуси в период ее вхождения в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.

26. Педагогические взгляды белорусских просветителей и гуманистов эпохи Возрождения (Ф.Скорина, Н.Гусовский, С.Будный и др.).

27. Влияние церкви на развитие просвещения на белорусских землях. Католические, протестантские, униатские школы.

28. Братские школы и их роль в формировании национального самосознания славянских народов.

29. Развитие школы в Русском государстве в ХУ1-ХУП вв. Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская академия и их роль в развитии образования.

30. Просветительская деятельность С.Полоцкого.

31. Просветительские реформы начала ХУШ в. Организация государственных светских учебных заведений.

32. Вклад М.В.Ломоносова в развитие национальной науки. Московский университет.

33. Педагогические взгляды и деятельность И.И.Бецкого. Закрытые сословные учебные заведения.

34. Школьная реформа 1782-1786 гг. в России. Деятельность Ф.И.Янковича по подготовке документов реформы.

35. Школьная политика в России в начале Х1Х века. Создание государственной системы просвещения.

36. Общественно-педагогическое движение в России в 60-е гг. Х1Х в.

37. Развитие системы просвещения в России во второй половине Х1Х века. Реформы 60-х гг.

38. Педагогическая деятельность Н.И.Пирогова.

39. Педагогические взгляды революционеров-демократов Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова.

40. Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского. Вклад Ушинского в развитие педагогики в России.

41. Дидактические взгляды К.Д.Ушинского.

42. Философско-педагогические взгляды Л.Н.Толстого. Яснополянская школа.

43. Развитие педагогической мысли в России во второй половине Х1Х века (Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров, Н.А.Корф)

44. Движение за реформу школьного образования в начале XX века (Западная Европа и США).

45. Педагогические течения конца Х1Х-начала ХХ века.

46. Экспериментальный поиск новых подходов к обучению и воспитанию (Дальтон-план, Йена-план и др.).

47. Педагогические взгляды Дж.Дьюи. Лабораторная школа.

48. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в1917-1930 гг.

49. Вклад советских педагогов 20-30-х гг. в развитие теории и практики образования (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и др.)

50. Педагогическая деятельность Н.К.Крупской.

51. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Теория развития коллектива и ее значение.

52. Советская школа в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.). Белорусская школа в период оккупации.

53. Развитие системы народного образования в СССР в послевоенные годы. Реформа школы 1958 г.

54. Развитие педагогической теории в трудах советских педагогов в 60-70-е гг. ХХ века.

55. Педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского. Павлышская школа.

56. Реализация идей педагогики сотрудничества в деятельности педагогов-новаторов 70—80-х гг.

57. Кризис советской системы образования и его причины. Реформа общеобразовательной школы 1984 г. и ее итоги.

58. Тенденции развития школьного образования в странах Запада во второй половине XX века.

59. Реформа высшего образования в Европе (90-е гг. ХХ в.- 2010 гг.). Болонский процесс.

60. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века. Школьная реформа 1998 г. и ее результаты.

61. Развитие нормативно-законодательной базы в сфере образования на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Основополагающие документы по образованию и воспитанию в Республике Беларусь.


Учебные пособия:

1. Андрэева Е.Г. Гісторыя педагогікі: у 3 ч. – Мн, 1993.

2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: учебное пособие / А.Н.Джуринский – М.: Владос, 2003.-432 с.

3. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие/А.Н.Джуринский.- 2-е изд. испр. и доп. М.: Владос, 2004.- 240 с.

4. История педагогики/ Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. – М., 1982.

5. История педагогики и образования, От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие/ под ред. Академика РАО А.И.Пискунова. М.:ТЦ «Сфера», 2001.-512 с.

6. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие/ В.А.Капранова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2007.- 240 с.

7. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие/Д.И.Латышина. М.: Гардарики, 2002.- 603 с.

8. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. – М.: Бол. Рос. Энциклопедия, 2002.-527 с.

9. Сергейко, С.А. Зарубежная реформаторская педагогика канца Х1Х-первой половины ХХ в. /С.А.Сергейко. – Гродно: ГрГУ, 2001.-306 с.

10. Словарь понятий и терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли/ авт.-сост. М.С.Строчук, Л.М.Максимук. - Брест: Альтернатива, 2007.- 116 с.

11. Снапкоўская, С.В. Гісторыя адукацыі і педагагичнай думкі Беларусі (60-я гады Х1Х ст.-пачатак ХХ ст.)/С.В.Снапкоуская.- Мн.: БГПУ, 2001.

12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: уч. пособие / Сост. А.И. Пискунов. –М., 1981. -407 с.

13. Хрестоматия по истории педагогики: учеб. пособие/сост. И.Е.Лакин и др.).- Мн.: Вышэйшая школа., 1971.- 608 с.

Практикумы:

14. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Уч. пособие –М: Владос, 2003.-224 с.

15. Орлова, А.П. История педагогики: практикум/А.П.Орлова, Н.К.Зинькова, В.В.Титерина.- Минск.: ИВЦ Минфина, 2006- 328 с.

16. Пашкевич, В.В. История педагогики в схемах и комментариях /В.В.Пашкевич.- Мозырь, 2005.

17. Сергейко, С.А. История педагогики: рабочая тетр./ С.А.Сергейко.- 2- изд.- Гродно.: ГрГУ, 2009. – 169 с.

18. Якубель, Г.И. История образования и педагогической мысли: практикум/ Г.И.Якубель, А.А.Прохоров, Н.В.Самусева. – Мн.: БГПУ, 2008.- 220 с.

Научные издания:

19. Арлова, Г.П. Беларуская народная педагогiка/ Г.П.Арлова.- Мн, 1993.

20. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі: Са стражытных часоў да 1917 г. / пад рэд. М.А.Лазарука і інш. Мн.: Нар. асвета, 1985.- 464 с.

21. Асветнікі зямлі Беларускай: энцыклапедычны даведнік/рэдкал.: Г.П.Пашкоў і інш.- Мінск.: БелЭн, 2001.-496 с.

22. Бим-Бад Б.М.Педагогические течения в начале двадцатого века: лекции по педагогической антропологии и истории образования/ Б.М.Бим-Бад.- М., 1998.

23. Блинова, Т.Б.Иезуиты в Белоруссии. Роль иезуитов в организации образования и просвещения/Т.Б.Блинова. Гродно, 2002.

24. Болбас, В.С. Этна-педагагічная думка Беларусі (са старажытнасці да ХУШ ст.)/ В.С.Болбас.- Мн, 2004.

25. Водзинский, Д.И. Жизнь и педагогическое наследие В.А.Сухомлинского/ Д.И.Водзинский. - Мн.: Нар.асвета, 1979.

26. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и пдагогической мысли. Л., 1978.

27. Капранова, В.А. Образовательные реформы: отечественный и зарубежный опыт: монография/ В.А.Капранова.- Мн: БГПУ, 2007.- С. 183).

28. Кларин, В.М. И.Г.Песталоцци: подвижник педагогики/ В.П.Кларин //Педагогика.- 1996- № 1.

29. Корнилов, С.В. Педагогическое наследие А. Дистервега/ С.В.Корнилов //Сов. педагогика. - 1990.- № 11.

30. Мещеряков, В.П. Братские школы Белоруссии (ХУ1-первая половина ХУП в.)/ В.П.Мещеряков.- Мн, 1977.

31. Мешчаракоў, У.П. Асветніцкая дзейнасць і педагагічныя погляды Ф.Скарыны /У.П.Мещчаракоў. - Мінск, 1990.

32. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. ХУШ в. – первая половина Х1Х в. М., 1973.

33. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: с древнейших времен до конца ХУП в. М., 1989.

34. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина Х1Х в. М., 1976.

35. Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917-1939). М., 1982.

36. Педагогика В.Ф.Шаталова: метод. рекомендации лекторам. Могилев, 1988.

37. Полонников, А.А.Открытие мира детства [Утопия Ж.Ж.Руссо] / А.А.Полонников //Адукацыя i выхаванне.- 1996-№ 11.

38. Рыбин, В.А. Педагогика нравственно-гуманистического воспитания Дж.Локка/ В.А.Рыбин //Педагогика, 2005.-№ 7.

39. Саверчанка, І.В. Сымон Будны– гуманіст і рэфарматар. Мн., 1993.

40. Шаронова, Т.Г.Педагогическая система И.Гербарта/Т.Г.Шаронова //Адукацыя i выхаванне.- 1996-№ 5.


Бецкой Иван Иванович

(1704-1795)

Государственный и общественный деятель, получил образование и долго жил за границей. Мировоззрение сложилось под влиянием идей Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеция. В 1764-1794 годах был президентом Академии художеств в Петербурге. В 1763 году представил Екатерине П план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». С целью сглаживания классовых противоречий надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (справедливых дворян, купцов, промышленников, ремесленников). Основным условием формирования первого поколения новых людей считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, предрассудков и пороков старого поколения. Известен не только как теоретик, но и практик. В 1760-70-х гг. при его непосредственном участии в России (главным образом в Москве и Санкт-Петербурге) была создана сеть закрытых учебных заведений для дворянства и третьего сословия (коммерческое училище, училище при Академии художеств, мещанские училища, Смольный институт благородных девиц и др.) Обучение в этих учебных заведениях предусматривало обширный круг дисциплин. По его инициативе в России стали открываться воспитательные дома для незаконнорожденных детей (Москва, Петербург). Однако они отличались высоким уровнем смертности детей (из 100 детей умирало 87). Многие идеи Бецкого на практике реализовать не удалось.

Блонский Петр Петрович

(1884-1941)

Известный русский педагог, психолог, доктор педагогических наук. В студенческие годы (1902-1907) активно участвовал в революционном движении, неоднократно арестовывался и подвергался тюремному заключению. С 1908 года преподает педагогику и психологию в гимназиях города Москвы. Обладал широкой эрудицией, превосходным знанием греческой философии, трудов известных отечественных и зарубежных педагогов. После сдачи магистерских экзаменов становится приват-доцентом Московского университета, читает лекции по педагогической психологии на летних учительских курсах, где имеет большой успех. В 1916 году издает учебное пособие для вузов «Курс педагогики», где дает оценку различным педагогическим системам. В дореволюционный период интенсивно занимался исследованиями в области истории педагогики. После Октябрьской революции без колебаний встал на сторону Советской власти. В 1922 году был привлечен Н.К.Крупской к работе в научно-педагогической секции ГУСа, занимался преподавательской деятельностью в ряде вузов (МГУ и др.), составлял школьные программы, писал учебники для педагогических вузов. Основное внимание уделил обоснованию принципов марксистской перестройки педагогической науки и разработке основ трудовой политехнической школы. Работа «Трудовая школа» (1919) принесла ему всемирную известность. Высказывания Блонского о задачах трудовой школы, ее обоснование как современной политехнической школы, дающей научно-индустриальное образование, имели большое значение. Целью воспитания считал всестороннее развитие человеческой личности, а средство ее достижения видел в соединении умственного образования с эстетическим, физическим, нравственным, трудовым и политехническим обучением. С 1918 по 1930 год из-под пера П.П.Блонского вышло более ста работ. Его статьи публиковались в Германии и США. Он был самым читаемым советским педагогом этого периода, с которым никто не мог сравниться по популярности. В его наследии педагогическая и психологическая тематика тесно переплетаются, постоянно взаимодействуя. Блонский был убежден, что правильно организованный педагогический процесс не возможен без знания индивидуальных особенностей детей. В учебнике «Педология» (1934) он обобщил результаты многолетних исследований о своеобразии возрастных периодов и связанных с ними особенностях воспитания и обучения. Вместе с Л.С.Выготским Блонский много сделал для реформирования психологической науки. Выступал за перестройку психологической науки на основе марксизма. Его книги «Память и мышление», «Развитие мышления школьника» (1935) вошли в фонд работ, заложивших основы современной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: