Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа темперамента. Проявление типов темпераментов в общении

Темперамент - фундаментальная характеристика человека, обусловлен врожденными особенностями свойств нервной системы, проявляется во всех сферах детской психической и физической активности.

Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.

Сангвинический тип. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди.

Понятие о характере. Структура характера. Черты характера. Природа и проявление черт характера.

Характер – мера индивидуальной активности человека, единство всех свойств индивидуальности.

Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательном отношении личности к определенного рода психологическим воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт определяют различные типы акцентуации характера. Знание этих типов и умение их осознать, диагностировать позволяет сделать воспитательные воздействия более адекватными, целенаправленными и эффективными.

С позиций формальной теории индивидуальности к основным измерениям характера, образующим его структуру относят: 1) Я - концепцию; 2) Я - симптомокомплекс черт; 3) Я - система ориентаций.

Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы: отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм); черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность); черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе); черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Важным источником познания характера является языковое общение людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: