Билет №1 воспитании

2)Центральной категорией в педагогике, которую определяют как науку о воспитании, выступает понятие о воспитании. В буквальном смысле «воспитание» – вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И. И. Бецким, деятельность которого была направлена на то, чтобы путем воспитания создать «новую породу людей».

Будучи сложным социокультурным явлением, воспитание выступает объектом изучения целого ряда гуманитарных наук, каждая из которых анализирует свой аспект данного феномена:

общая педагогика исследует сущность воспитания, его место в структуре целостного педагогического процесса, закономерности, тенденции и перспективы развития; разрабатывает теорию и методику воспитательного процесса; определяет его принципы, содержание, формы и методы реализации.

воспитание как общественное явление – это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе. В этом значении воспитание тесно связано с рядом психологических и педагогических понятий, главными из которых выступают следующие:

формирование – процесс, направленный на определенные изменения в человеке (появление физических и личностных новообразований) и ведущий к завершенному результату;

развитие – процесс поступательного движения личности, которое определяется внутренними (физиологическими, психическими, наследственно-биологическими) противоречиями и внешними (экологическими, социокультурными и др.) факторами;

саморазвитие – деятельность субъекта по созданию себя, своего «Я», включающая любую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно, и приводящую к прогрессивным изменениям психических и физических функций; совершенствование талантов и способностей;

самовоспитание – осознанная деятельность субъекта, идущая параллельно с воспитанием, реализуемая под его воздействием и направленная на развитие личностно значимых качеств и совершенствование образа жизни через освоение духовных ценностей, традиций и обычаев, выступающих эталоном для данной личности.

Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспитания как общественного явления (социализации), охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией.

Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процессакак деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения.

В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса: 1) обучение – целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей; 2) воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе.

БИЛЕТ№3

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (ВС)

СИСТЕМА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

(ДЕЛ, АКЦИЙ), ПРИВОДЯЩИХ К ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ.

СЛУЖИТ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.

ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ – РАЗВИТИЕ САМОВЫРАЖЕНИЕЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА И ПЕДАГОГА.

СТРУКТУРА ВС (КОМПОНЕНТЫ):

• ЦЕЛИ (СОВОКУПНОСТЬ ИДЕЙ, ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОТОРЫХ ОНАСОЗДАЁТСЯ);

• ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮ ЦЕЛЕЙ;

• СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЁ ОРГАНИЗУЮЩИЙ И В НЕЙ УЧАСТВУЮЩИЙ;

• ОТНОШЕНИЯ, РОЖДАЮЩИЕСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

ИНТЕГРИРУЮЩИЕ СУБЪЕКТ В НЕКУЮ ОБЩНОСТЬ;

•-СРЕДА СИСТЕМЫ, ОСВОЕННАЯ СУБЪЕКТОМ;

•- УПРАВЛЕНИЕ, ОБСПЕЧИВАЮЩЕЕ ИНТЕГРАЦИЮ КОМПОНЕНТОВ ВЦЕЛОСТНУЮ СИСТЕМУ И РАЗВИТИЕ ЭТОЙ СИСТЕМЫ.

Воспитание - мы представляем, как творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов, учащихся и родителей по созданию оптимальных условий, процесса организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие развитие индивидуальности личности и ее самореализации.
Воспитательная система, включающая в себя целостный учебно- воспитательный процесс в нашей школе требует выполнения трех взаимосвязанных задач:
1. повышение воспитательного потенциала обучения;
2. усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самореализации в них;
3. воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания, предоставление им реальных возможностей и участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.
Важнейшей деятельностью в воспитательной системе является создание творческого пространства, т.е. совокупность условий побуждающих ребенка выражать себя в художественной форме.
Наиболее эффективной формой мы считаем личностно - ориентированное коллективное творческое дело, в котором прослеживаются следующие педагогические цели:
- ориентация педагогов на позиции интересов учащихся;
- совместная деятельность учителей и учащихся;
- возможность выбора дел, групп, ролей;
- подчеркивание вклада каждого,
- признания ценности мнений и позиций всех ребят
При этом четко моделируется позиция педагога, которая обязательно должна учитывать:
1. Искренний интерес к внутреннему миру школьника, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков.
2. Установка на себя меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимости своей личности как средства педагогической работы.
3. Стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самореализации ее участников.
В школе сложились традиционные коллективные творческие дела, в которых принимают участие все учащиеся школы, учителя и много родителей.
Находясь далеко от культурного центра, мы стараемся приобщить детей к культуре Санкт-Петербурга через систему экскурсий, краеведческую работу, изучаем историю своего микрорайона «Коломяги», «Места отдыха старого Петербурга».
По итогам поисковой работы в школе работает выставка «Петербургское детство», которую, школа планирует превратить в музей.
В школе работает школа мастеров, которая объединяет художников, флористов, декораторов, кукольников и т.д. А в результате - выставки, подарки ветеранам, родителям; ярмарки- распродажи, интерьер школы.
У всех классов есть зоны забот в школе и возле нее. За уборкой и порядком в этих зонах следит Совет ответственных дежурных.
Много интересных дел организуется в школе и в микрорайоне и все они носят системный характер.

БИЛЕТ№6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: