Все эти мероприятия способствуют восстановлению психологического благополучия личности и преодолению чувства одиночества

Таким образом, глубокое и детальное изучение проблем пожилых людей позволяет разработать и воплотить в жизнь новые технологии психосоциальной работы по преодолению этого состояния. Разрабатывая профилактические и реабилитационные программы необходимо учитывать, что в каждом возрастном периоде жизни человека возможны кризисные состояния, в основе которых лежат специфические для данной возрастной группы психологические проблемы и фрустрированные потребности.

Раздел 3. Личность и ее изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста

Тема 3.6. Изменение характера и темперамента у лиц пожилого возраста и инвалидов

План:

1. Понятие характера и темперамента. Виды темперамента.

Особенности психологического характера пожилых людей

Понятие характера и темперамента. Виды темперамента.

По своей природе характер представляет собой социально-психологическое образование личности, так как он отражает главным образом объективные взаимоотношения людей и их отношения к различным общественным явлениям, событиям, наконец, к вещам и собственным обязанностям.

В процессе познания и деятельности в определенных социальных условиях жизни образуются специфические для данного человека или группы людей отношения к миру и способы действия и поведения.

Характер – это сложившаяся и укрепившаяся под влиянием жизненных воздействий и воспитания система отношений и поведения человека. Таким образом, характер выступает как способ адаптации к жизненным условиям.

Все черты характера – это черты личности, хотя не все черты личности – черты характера. Характер – каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и наиболее взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в разных видах деятельности.

Вместе с тем характер проявляется в специфических привычных отношениях и способах поведения. Человек характеризуется прежде всего тем, как он относится к людям и к порученному делу. Следовательно, в характере человека моральные свойства занимают центральное место. В связи с этим сущность характера можно нередко определить одним словом, выражающим моральные или волевые качества личности, например, эгоист, коллективист, добрый, скупой, мягкий, грубый, решительный, настойчивый, мужественный, твердый и т. д. Этими терминами подчеркивается или отношение к чему-либо или способ его поведения.

Хотя в характере всегда выступает какая-то одна ведущая черта или группа черт, в нем представлена система свойств личности: направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных психических свойств.

В процессе познания и деятельности в определенных социальных условиях жизни образуются специфические для данного человека или группы людей отношения к миру и способы действия и поведения.

Характер представляет собой целостное образование, определенную систему свойств личности, находящихся в определенных отношениях друг к другу. И. П. Павлов, подвергая резкой критике психологов-гештальтистов, говорил, что никто не сомневается в цельности характера, а между тем «никто не мешает эту систему разложить».

Он указывает, что в целостной системе отдельные части имеют различное значение: одни выдвигаются на первый план, другие замаскировываются, третьи отступают на задний план.

Определить структуру, или строение, характера человека – значит выявить в характере основные компоненты, или свойства, и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии.

В характере как психическом складе, как целостной системе свойств, отражающих историю взаимодействия личности с условиями жизни, всегда можно выделить основные звенья системы, или динамические стереотипы, которые закрепляются внешними воздействиями и которые характеризуют поведение человека в данных условиях жизни.

В структуре сложившегося характера выделяются две стороны: содержание и форма характера.

Содержание и форма характера неотделимы друг от друга, они составляют органическое единство.

В сформировавшемся и нравственно определившемся характере человека ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим.

Человек беспринципный, индивидуалист и карьерист напрягает свои силы, проявляет активность только временно, для того, чтобы выдвинуться. Такая активность личности не основана на убежденности.

В зависимости от преобладающих интересов и потребностей складывается своеобразный характер человека. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности – это определяет не только помыслы и чувства личности, но и направленность ее дел.

Когда говорят о характере, то прежде всего имеют в виду нравственные и эмоциональные свойства личности. Однако и интеллектуальные свойства человека накладывают определенный отпечаток на характер и придают ему своеобразие.

Привычки умственного труда (усидчивость, планомерность в работе, разбросанность, поверхностность), закрепляясь, также становятся характерологическими чертами личности.

Морально-волевые качества также играют большую роль в формировании личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков и большой самостоятельностью. Он решителен и настойчив в преследовании поставленных целей.

Чувства – это эмоциональные отношения к различным сторонам природной и социальной жизни. Когда говорят о характере, прежде всего обращают внимание на волевые и эмоциональные свойства личности. Чувства связаны с определенными потребностями и интересами, представлениями и понятиями, вкусами и привычками и органически входят в целый психический склад личности. От того, как сложился психический облик человека, отражающий образ жизни, определяется характер проявляемых им чувств.

Динамической стороной личности является темперамент, выражающий тип высшей нервной деятельности. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, большую подвижность или инертность, повышенный или пониженный тонус проявляемой активности, общительность или необщительность, даже замкнутость, легкость или трудность вхождения в новую обстановку или новую обязанность и т. п.

Темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости темпа, ритма психических процессов и состояний.

Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, однако он изменяется в онтогенезе. Темперамент тесно связан с характером: свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности, поскольку темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности.

Таким образом, на основе темперамента формируется характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: