Педагогическая система коллективного воспитания

А.С. МАКАРЕНКО

(СТАТЬЯ «ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО СОВЕТСКОГО ВОСПИТАНИЯ»)

Педагогическая деятельность и взгляды Макаренко А.С. (1888 – 1935 гг.)

По окончанию городского училища и педагогических курсов Антон Семенович в 1905 г. начал работать народным учителем. Проработав 10-ть лет, он поступает для продолжения образования в учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1920 г. ему было поручено организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Макаренко пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать граждан. Большая заслуга Макаренко в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы. В течение 3-4-х лет он создал образцовое воспитательное учреждение - «Трудовую колонию имени Горького». В конце 20-х годов Макаренко участвовал в организации детской трудовой комунны в поселке под Харьковом. В коммуне использовались новые методы трудового воспитания. Раньше, в колонии им. Горького, применялся сельхоз труд и работа в мастерских. В коммуне было организовано промышленное производство - здесь впервые начали производить фотоаппараты и электросверла. Кроме большого экономического значения, это производство важно было и в педагогическом смысле, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. Макаренко настаивал на том, что педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания. Он был сторонником систематического преподавания учебных предметов, придавал огромное значение воспитанию в труде, но протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работы. Также Макаренко пишет «книгу для родителей» освещающую вопросы семейного воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: