Пед.психология как наука. Структура, задачи. Учебная деятельность.
Лекция 1. Педагогическая психология.
В XIX в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемами развития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: "Педагогическая психология - та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения".
По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая "заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений" (Ананьев Б.Г., 2001; аннотация).
Между ними существует несколько "узлов" связи (см. рис. 6).
Главный узел связи - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.
Второй узел связи двух наук - показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации и т.п. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся
Третий узел связи - это методы исследования. Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.).
|
|
Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин. Во-первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания (по Б.М. Кедрову). Во-вторых, она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме. В-третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими человековедческими науками. Очевидно, что педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др.
|
|
В то же время утверждение, что педагогическая психология есть отрасль общепсихологического знания, означает, что она формируется на его основе, т.е. знаниях о психическом развитии, его движущих силах, индивидуальных и половозрастных особенностях человека, его личностном становлении и развитии и т.д. В силу этого педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социальной, дифференциальной психологией и т.д.) и прежде всего с возрастной психологией.
Единство возрастной и педагогической психологии объясняется общим объектом изучения - ребенком подростком, юношей, которые являются объектами изучения возрастной психологии, если изучаются в плане динамики возрастного развития, и объектами изучения педагогической психологии, если рассматриваются как обучающийся и воспитуемый в процессе целенаправленных воздействий педагога. Психология дошкольника, психология младшего школьника, подростка, психология юности - разделы возрастной психологии. Психология обучения, психология воспитания, психология учителя - разделы педагогической психологии. Раздел, посвященный проблемам обучения и развития, равно принадлежит возрастной и педагогической психологии (А.В. Петровский).
Принципы возрастной психологии имеют огромное значение при создании психологической теории усвоения социокультурного опыта в рамках педагогической психологии. Например, на их основе можно выделить следующие принципы педагогической психологии (на примере ее раздела - психологии обучения):
1. Обучение строится на основе данных возрастной психологии о резервах возраста, ориентируясь на "завтрашний день" развития.
2. Обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащихся, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов деятельности, новых уровней развития учащихся.
3. Обучение не может быть сведено только к передаче знаний, к отработке определенных действий и операций, а есть главным образом формирование личности учащегося, развитие сферы детерминации его поведения (ценности, мотивы, цели) и др
. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
Объект – человек (с од.стороны), педагогический процесс (с др. стороны).
Предмет (Зимняя И.А.) - механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, которая организуется и управляется педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Рубинштейн С.Л. Педагогическая психология – наука, изучающая психическую жизнь и развитие детей с точки зрения воздействия на них в интересах целесообразного обучения и воспитания. Особенности пед.психологии – наличие педагогических целей; изучает детскую психологию в реальных условиях жизни.
Педагогическая психология (современное определение) – отрасль психологии, изучающая проблемы обучения и воспитания.
Она изучает:
Ø Психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно-значимых качеств личности
Ø Условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения
Ø Возможности учета индивидуальных особенностей учащихся
Ø Взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива
|
|
Ø Психологические вопросы самой педагогической деятельности
Цель пед. психологии – выявление, изучение и описание психологических особенностей развития человека в разных условиях обучения.
Основные задачи пед. психологии:
1. раскрытие механизмов и закономерностей педагогического воздействия на развитие учащегося;
2. определение механизмов и закономерностей освоения социокультурного опыта
3. определение связи между уровнем развития обучающегося и методами воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
4. определение особенностей организации и управления учебной деятельностью;
5. изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;
6. определение механизмов и закономерностей развивающего обучения;
7. определение закономерностей, условий и критериев усвоения знаний;
8. определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения;
9. разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса.