Этой общины. Пахотная земля предоставляется в пользование отдельным семьям -

Сначала на время, потом раз навсегда, переход ее в полную частную

Собственность совершается постепенно и параллельно с переходом парного брака в

Моногамию. Отдельная семья становится хозяйственной единицей общества.

Возрастающая плотность населения вынуждает к более тесному сплочению как

Внутри, так и по отношению к внешнему миру. Союз родственных племен становится

Повсюду необходимостью, а вскоре делается необходимым даже и слияние их и тем

Самым слияние отдельных племенных территорий в одну общую территорию всего

Народа. Военный вождь народа - rex, basileus, thiudans - становится

Необходимым, постоянным должностным лицом. Появляется народное собрание там,

Где его еще не существовало. Военачальник, совет, народное собрание образуют

Органы родового общества, развивающегося в военную демократию. Военную потому,

Что война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями

Народной жизни. Богатства соседей возбуждают жадность народов, у которых

Приобретение богатства оказывается уже одной из важнейших жизненных целей. Они

Варвары: грабеж им кажется более легким и даже более почетным, чем

Созидательный труд. Война, которую раньше вели только для того, чтобы

Отомстить за нападения, или для того, чтобы расширить территорию, ставшую

Недостаточной, ведется теперь только ради грабежа, становится постоянным

Промыслом. Недаром высятся грозные стены вокруг новых укрепленных городов: в

Их рвах зияет могила родового строя, а их башни достигают уже цивилизации. То

Же самое происходит и внутри общества. Грабительские войны усиливают власть

верховного военачальника, равно как и подчиненных ему военачальников;

Установленное обычаем избрание их преемников из одних и тех же семейств

Мало-помалу, в особенности со времени утверждения отцовского права, переходит

В наследственную власть, которую сначала терпят, затем требуют и, наконец,

Узурпируют; закладываются основы наследственной королевской власти и

Наследственной знати. Так органы родового строя постепенно отрываются от своих

Корней в народе, в роде, во фратрии, в племени, а весь родовой строй

Превращается в свою противоположность: из организации племен для свободного

Регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа

И угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли

Превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: