Понятие об умственных действия и их формирование в процессе обучения

Умственное действие характеризуется тем же: оно также представляет определенное целенаправленное изменение своего предмета, только предмет здесь «мысленный»1 и изменения его — «мысленные». Умственное действие есть умение произвести «мысленное» преобразование предмета.

Конечно, такому умению необходимо учиться, и вопрос заключается в том, как приобретается это умение в процессе обучения. Мы находимся еще в начале изучения умственного действия, но уже и то, что мы знаем благодаря исследованиям В. В. Давыдова, Н. И. Непомнящей, И. Е. Голомштока, Н. С. Пантиной, А. Г. Хрусталевой, В. Я. Нос и др., позволяет нам понять многое из того, что раньше оставалось непонятным, а в связи с ними и многие факты в исследовании прежних авторов, а главное — уловить конец ариадниной нити в лабиринте психической жизни.

В общих чертах метод применяемого психологического исследования формирования заключается в том, чтобы свести, скрестить результаты анализа по двум линиям: во-первых, анализ ошибок действия у испытуемых, не успевающих или недостаточно успевающих по данному предмету, и, во-вторых, анализ условий, приводящих к формированию полноценного действия, к устранению этих недостатков. На основе исследований начальных арифметических действий и начального чтения, начальных алгебраических, геометрических, грамматических понятий, двигательных навыков, словесной памяти и т. д. получен результат: формирование умственного действия проходит следующие основные этапы:

· составление ориентировочной основы действия;

· формирование материальной формы этого действия;

· формирование речевой формы этого действия;

· формирование этого действия как умственного акта.

Эта линия изменения действий составляет главный, но не единственный его параметр. Для того чтобы составить себе общее представление об этих изменениях, следует учесть, что существуют еще три параметра изменения действия в процессе его формирования и что эти параметры, насколько мы сегодня знаем (умеем их проследить), в значительной мере не зависят друг от друга. В результате сочетания различных изменений по всем четырем параметрам получаются самые разнообразные формы одного и того же действия. Поэтому картина, которая будет описана ниже, представляет «чистую линию», с которой процесс формирования может совпадать, но от которой он фактически отступает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: