Классифкация с точки зрения природы

Согласно положениям тибетской медицины, в теле человека имеется три «канала жизни», которыми определяются функции всех систем организма. Это «центральный канал жизни» или Авадхути, «черный канал жизни» или система аорта-нижная полая вена [2, ч. II, л. Збб] и «белый канал жизни» или канал спинного мозга [2, ч. II, л. 406]. Из них черный и белый каналы жизни являются вторичными образованьями, основу же всей жизнедеятельности организма составляют Авадхути и взаимозависимо с ним функционирующие левый белый канал Лалана и правый красный канал Расана: «Если обединить все виды каналов, они группируются в три — каналы ветра, каналы крови, каналы воды. Из них же каналы ветра единственно от Авадхути, каналы крови только от Расаны и каналы воды только от Лаланы расходятся и (вследствие этого) обладают способностью (проводить соответствующие энергии).

Но от чего же считать расходящимися каналы смешанных ветра и крови? — Все эти три пульсирующих канала — Расана, Лалана и Авадхути, собравшись в корне сердца, силою промежутка, в котором функционирует подверженный эмоциональным аффектам ум, заставляют пульсировать сердце, и по этой причине в сердце и во всех соединяющих принцип (этой пульсации) каналах движутся, соединившись, ветер и кровь, и каналы пульсируют» [2, ч. II, гл. 4, л. 346].

Представляя основу всех наличных каналов-пульсаций, Авадхути, Лалана и Расана создают структуру последовательно расходящихся 1072, 72000, 13500000 каналов, связующих тело в одно целое. Тексты описывают 4 типа таких каналов; формирующие каналы, каналы бытия, каналы связи, содержащие жизнь каналы всех начал.

Их природа выявляется по их функциям, описываемым Ютогбой следующим образом: каналы, проводящие подобный каплям воды сок хилуса; каналы, проводящие сок крови, подобный каплям киноварной травы «лома»; каналы, проводящие сияющий подобно радуге разными цветами сок тонкого семени и света; каналы, проводящие цвета очищенного золота сок дыхания, подобный пронизывающему землю пару» [4,с.182].

Рекомендации по предварительным условиям для иссле­дования пульсации.

Ютогба называет два предварительных условия, выполнение которых обязательно как для пациента, так и для врача. Они суть (1) предварительные требования к образу жизни и (2) предварительные требования к пространству-премени:

«Первое означает:

(1) для целей исследования пульсации утром не следует вечером слишком наедаться,

(2) не следует также голодать,

(3) не следует много разговаривать,

(4) не употреблять спиртного,

(5) не следует спать (с женщиной),

(6) нельзя прерывать сон,

(7) нельзя ни переохлаждаться, ни перегреваться.

Предварительные требования к пространству-времени суть:

(1) солнце не поднялось до вершин гор (не осветило их),

(2) сухая пища не съедена,

(3) внешнее дыхание не вошло вовнутрь,

(4) внутреннее дыхание не вышло вовне,

(5) исследование проводится во время уравнивания света и тьмы (между ночью и днем).

Почему так? — Поскольку кровь и ветер движутся по каналам вместе — ветер больше ночью, кровь больше днем — следует знать время равного содержания крови и ветра» [4, с. 182].

Сурхарба поясняет:

«Благодаря отказу от приема чрезмерного количества пищи и напитков, обладающих равно охлаждающими или согревающими (свойствами), от излишнего голодания, от совместного спанья с женщиной, от бессонницы из-за забот и трудов, от чтения вслух по памяти и прочих речей и разговоров в большом количестве, от печали, беспокойства и тому подобных мыслей, от длительных прогулок или лежания и от прочих видов пищи и образа жизни, связанных с двумя крайностями, при всяком хорошо проводимом обследовании внутренние связи, не будучи возмущены, ясно проявляются. Это принимается в качестве общего положения. Но если внезапно приходят больные, не имеющие времени на такого рода настройку в чистом виде, и возникает необходимость проведения обследования, то и больной и врач должны остановить (вызванное дневными трудами и заботами интенсивное) дыхание, старательно войти в указанное состояние и т. д. Различными условиями высота пульса больного не должна быть поднята. Во всяком случае, обследование необходимо проводить, учитывая взволнованный (характер пульсации)» [5, гл. 1, л. 18а].

Согласно «Голубому бериллу» [2], в сущность исследования пульсации входит разъяснение трех тем:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: