Легат (Древний Рим)

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья о должности в Древнем Риме; о понятии Римского права см.: Легат (Римское право).

У этого термина существуют и другие значения, см. Легат.

Лега́т (от лат. legatus, legare, «предписывать, назначать, делегировать») — так назывались у римлян посланники, отправляемые к другим правительствам или народам.

Республика [править]

В древнейшую эпоху право сноситься с иноземными народами принадлежало фециалам. Позднее, когда в сенат вошли и плебеи, установился обычай назначать для таких сношений особенных депутатов, рекомендованных полководцем (высшим магистратом) и утвержденных сенатом. Принятие поручения было обязательно. Иногда отдельные лица добровольно вызывались взять на себя обязанности посла. Народное собрание не вмешивалось в избрание. Особой квалификации для легата не было установлено; обыкновенно, но не всегда, назначались сенаторы. Самый знатный из выбранных легатов назывался princeps legationis. Габиниев закон (67 год до н. э.) ограничил состав легатов только сенаторами.

Империя [править]

В императорскую эпоху легат провинций и легионов выбирались безусловно из сенаторов. Не мог быть легатом магистрат, находящийся на службе. Постоянных легатов было при наместнике один или три (1 при пропреторе, 3 при проконсуле), а в исключительных случаях — по 15 и даже 25 (например, Гней Помпей Великий, по Габиниеву закону 67 года, получил 15 легатов). Чрезвычайных легатов было по 2 или по 4, позднее по 3; в особо важных случаях назначалось по 5 и 10 человек. Особых инсигний у легатов не было; как сенаторы, они имели только право держать при себе ликторов. В императорское время только легат пропретор имели право носить фасции. Право посылать и принимать послов существовало лишь между сенатом и теми государствами и иноземными фамилиями, которые пользовались hospitium и amilicia (дружбой и союзом гостеприимства) римского народа. Компетенция легата была двоякая:

1) на их обязанности лежало быть посредниками при объявлении войны или заключении мира. Они принимали от сената грамоту, передавали её по принадлежности, приносили ответ и делали доклад об исполнении поручения (это называлось legationem renuntiare, l. referre, или просто renuntiare). При этом они не имели полной исполнительной военной власти (imperium), а только auctoritas (полномочие). От подобных депутаций надо отличать так называемые legationes liberae (вольные посольства), то есть официальные командировки по частным делам, нечто вроде отпуска. В I веке до н. э. такие командировки вызвали массу злоупотреблений и были ограничены законом Цицерона (68 год до н. э.) и Юлия Цезаря.

2) Легаты были советниками при магистрате и участвовали в его делах. Существовала (с 146 года до н. э.) коллегия из 10 легатов (decem legati), с помощью которых магистрат устраивал дела в только что покоренной стране, согласно организации, декретированной сенатом. Прикомандированные к внегородским магистратам легаты уже рано появляются в анналах военной истории. Они отличаются от постоянных военных чиновников (tribuni nulitum, praefecti sociorum, praefecti alae) тем, что их функции не были приурочены к той или другой военной должности, имели характер временный и возлагались по усмотрению главнокомандующего. В начале II века до н. э. была введена должность постоянных легатов при наместниках в заморских провинциях, позднее они появились и в самой Италии. Их назначение — составлять совет главнокомандующего (consilium).Теодор Моммзен видит в них сенаторскую коллегию, контролирующую действия магистрата. С течением времени должность легата стала доставаться лишь сенаторам или лицам близким к сенату по рождению. Военные легата в отсутствие главнокомандующего и претора замещали его (legatus pro praetore), в отсутствие квестора исполняли казначейские обязанности, а также творили суд. При Цезаре легаты командовали легионами.

Во время империи деятельность легатов сделалась шире, полноправнее и определеннее. Так называемые легаты Августа пропреторы (legati Augusti pro praetore) посылались в императорские провинции и были избираемы на неопределенный срок самим императором, из числа консуляров и преториев, и притом сенаторов. На их обязанности лежало управлять провинцией, отправлять суд, в случае необходимости командовать войсками. В некоторых провинциях судебная власть была передана особому legatus iuridicus, который был подчинен легату Августа. В его же подчинении находились легионные легаты; в менее значительных провинциях последние были самостоятельными правителями. Легат Августа пропретор назывался также quinquefascalis, ибо имел право на 5 ликторов. В провинциях сенаторских, где требовался проконсул, legatus proconsulis pro praetore был его помощником. В преторских провинциях такой легат был один, в консульских — 3. Со времени Траянацентральная власть прямо вмешивалась в управление общин через посредство особых чиновников, которые назначались сперва лишь в чрезвычайных случаях и назывались legati Augusti (или quinquefascales) ad corrigendum statum civitatium liberarum. Особо от этих императорских чиновников стояли провинциальные легаты, которые, как депутаты от городов, собирались раз в год в главном городе провинции. Цель этого собрания была контролировать ведение финансовых дел, составлять бюджет культа и определять для покрытия его налоги. Оно же посылало депутации в сенат или к императору по разным делам, издавало постановления относительно сооружения памятников и т. д. Как военный чиновник, легат командовал легионом или корпусом вспомогательных войск, но со времени Галлиена эта должность была заменена префектурой (praefectus legionis). При Калигуле легионный легат в сенаторской провинции Африке сделался наместником отделенной от Африки и обращенной в императорскую провинцию Нумидии, с титулом legatus Augusti legionis III Augustae.

140-

 
1. В практике нередко встречались случаи, когда легаты оставлялись без соблюдения форм цивильного завещания, а, например, распоряжением на случай смерти, не содержавшим в себе назначения наследника (такие распоряжения назывались кодициллами); иной раз распоряжение о предоставлении известной вещи из состава наследства было обращено к наследнику по закону. В республиканский период такие распоряжения не пользовались юридической защитой, исполнять их или нет, было делом совести наследника; отсюда название такого рода распоряжения — фидеикомисс (т.е. порученное совести). В период принципата фидеикомиссыполучили исковую защиту и стали подобны легатам. 2. Однако путем фидеикомисса можно было возложить на наследника обязанность выдать другому лицу также все наследство или определенную его долю. Первоначально и такой fideicommissum hereditatis приводил только к сингулярному преемству, так что ответственность по обязательствам, входившая в состав наследства, лежала на наследнике (хотя он и передавал все имущество лицу, которому такой фидеикомисс был оставлен). Естественно, что при таком положении рассчитывать на принятие наследником подобного рода наследства было трудно; распоряжение наследодателя нередко оставалось без исполнения. Поэтому был внесен ряд поправок в регламентацию fideicommissum hereditatis, конечным результатом которых было признание, что в случае назначения fideicommissum hereditatis наследник все же мог оставить одну четверть наследства за собой и что лицо, получившее в качестве фидеикомисса не отдельное право, а определенную долю наследства, в соответствующей доле несло и ответственность за долги наследства, т.е. такой фидеикомисс получил значение универсального преемства. В праве Юстиниана fideicommissum hereditatis как форма универсального преемства сохранил свое значение. Другие фидеикомиссы (т.е. устанавливавшие не универсальное, а сингулярное преемство) были полностью уравнены с легатами.

141- разные типы гражданского процесса. В период Республики процесс назывался легисакционным. С развитием деятельности претора ле­гисакционный процесс преобразился в формулярный. В дальней­шем формулярный процесс был вытеснен экстраординарным.
Легисакционный процесс состоял из двух стадий.
На первойстадии(iniure) стороны являлись в назначенный день к магистрату (вначале к консулу, потом к претору; в про­винциях — к правителям провинций) и выполняли в его при­сутствии ряд формальных действий (выполнение обрядов и про­изнесение строго установленных формул), в которых истец выражал свои требования, а ответчик — возражения. Если спор был по поводу вещи, то ее приносили с собой (если спор шел о вещи недвижимой, то приносилась какая-либо ее часть: ку­сок земли, кирпича и т. д.). После этого начинался сам про­цесс, который протекал в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, а затем ответчик налагали на вещь особую па­лочку (виндикта — от vindico — требовать, защищать), произно­ся при этом установленные обычаем формулы и фразы. Тот, кто
сбился млн ошибся, автоматически проигрывал спор (дело). Таким
образом, налицо строгий формализм легисакаионного процесса.
Если никто из сторон не ошибался, то далее вносился денеж­
ныйзалог. Выигравшая сторона получала залог обратно, а про­
игравшая лишалась его, и он поступал в пользу казны. Залог
служил для определения истинной воли стороны: если сторона
отказывалась вносить залог, то это свидетельствовало о том,
что она нарушила право и боится проиграть дело, так как од­
новременно с этим потеряет и сумму залога.
На этом первая стадия процесса заканчивалась, и далее маги­страт назначал судью для разбирательства дела по существу (стороны и сами могли выбрать судью, но под контролем ма­гистрата). Судьей мог быть только гражданин Рима.
Втораястадия(in iudicio) заключалась в том, что назначенныймагистратомсудьябезособыхформальностейрассматривалделопосуществу (знакомился с письменными документами, заслушивал свидетельские показания и т. д.) и после этого выносилрешение. Сторона автоматически проигрывала дело, если не являлась в суд. Впоследствии некоторые причины отсутствия стали признаваться судом уважительными, и процесс мог быть отложен.
Решение суда вступало в законную силу немедленно и не мог­
ло быть обжаловано. Если предметом спора являлась не вещь, а обязательство должника, то истец заявлял должнику о долге и "налагал на него руку". Если после этого должник немедленно не уплачи­вал долг, то истец имел право увести должника к себе и за­ключить в оковы.
Развитие торгового оборота, появление новых форм отношений и
т. д. потребовало упрощения и изменения судебного процесса. На смену легисакционному процессу с ограниченным числом формул, предусмотренных Законами }Ш таблиц (пять), при­шел процесс формулярный.
3. Формулярный процесс развилсяиздеятельностипреторов. Он также состоял из двух частей, однако производство в первой стадии (in iure) стало осуществляться без всяких формальностей и за­канчивалосьвручениемпреторомистцузаписки,котораябьшаадресованасудье. В данной записке преторуказывалтеоснова­нияиусловия,прикоторыхискподлежалудовлетворению. Такая
записка являлась обязательной для судьи и называлась формулой (отсюда и наименование самого процесса). Формула состояла из следующих основных частей: %/вводная' Всякая формула начиналась с назначения конкретного
судьи;
интенция - изложение смысла и содержания претензии истца;
кондемнация— предписание об удовлетворении иска в случае.под­тверждения справедливости интенции, Если из интенции нельзя было понять спорное отношение, то перед интенцией в форму­лу включалась демонстрация, описывавшая данное отношение.
Если спор касался раздела общего имущества и вещь не могла быть разделена в натуре, то она присуждалась одной из сторон, а другой полагалась компенсация. В этом случае в формулу вносилась особая часть - adiudicatio.
Указанные части формулы назывались основными. Формула могла также содержать и второстепенные (необязательные) части:
эксцепция, то есть возражения ответчика. Если возражения были обоснованными, то претор соответствующим образом указывал об этом в формуле и обязывал судью учесть обстоятельства, приведенные в возражении, и отказать в иске (если обязатель­ство принято в результате насилия истца) или отсрочить иск (если он подан вопреки договоренности сторон раньше време­ни), если возражения подтвердятся. Возражения не должны отрицать интенцию;
прескрипция. Данная часть формулы следовала непосредственно за назначением судьи и вводилась для того, чтобы отметить, что истец просит взыскать не все ему причитающееся, а только лишь часть.

Наличие в формуле прескрипции позволяло истцу в дальней­шем довзыскать оставшуюся часть причитающейся ему суммы.
Формулярный процесс характеризовался не только упрощени­ем судебного разбирательства, но и появлением у претора воз­можности дополнять или изменять старое цивильное право.
Решение суда вступало в силу немедленно и не могло быть обжаловано.
4. Уже в классическую эпоху все чаще стали встречаться случаи, когда дело целиком разбиралось только магистратом без его передачи на разрешение судьи. Это касалось главным образом не обычной судейской компетенции.
Такой исключительный (экстраординарный) порядок со вре­менем (к IV в. н.э.) полностью вытеснил иные виды граждан­ского процесса.
В отличие от иных видов процесса, экстраординарныйпроцесссостоялтолькоизоднойчастииотначаладоконцавелсяоднимитемжелицом.
Дело возбуждалось по жалобе истца, которая заносилась в прото­кол. Ответчик вызывался в суд не истцом, а магистратом. Решение по делу могло быть обжаловано, и поэтому однажды начатый спор мог продолжаться- несколько лет, переходя из одной инстанции в другую. Наиболее важные дела стали решать императоры. Данный вид процесса наиболее приближен к современному.

144- Возникновение когниционного производства.

С I в. н.э. магистраты, не располагавшие юрисдикцией, стали получать ius cognoscendi, право решать дела без передачи их в суд. Сюда относились дела по фидеикомиссам (см. п. 273), установлению прохода, банковским операциям (со II в.) и др. Такое производство получило особенное развитие в руках презесов и муниципальных магистратов римских провинций. Ведомство этих магистратов все увеличивалось; их решения простирались сначала только на имущество, а потом и на личность ответчика. За этой административной формой суда утвердилось название cognitio extraordinaria.

Начиная с середины III в. н.э. когниционное производство стало обычным, а с конца III в., в связи с сосредоточением власти в руках императоров, оно окончательно вытеснило формулярное. Переходной ступенью послужили случаи восстановления в прежнее состояние (реституция), когда сам магистрат производил расследование дел. В случаях, когда при восстановлении в прежнее состояние ответчик должен был выплатить что-нибудь в пользу истца, судебный магистрат мог сам непосредственно приказать ответчику выполнить эту обязанность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: