Заочная форма обучения

(на базе высшего (среднего) профессионального образования)

Номер раздела Вид занятия Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
  Л Лекционное занятие с элементами дискуссии  
  ПР Практическое занятие с элементами обобщения теоретического материала (с использованием интерактивных методов: учебной дискуссии, анализ конкретных ситуаций, составление и обсуждение обобщающей таблицы)  
  С Семинар с использованием активных и интерактивных методов: учебная дискуссия, моделирование ситуаций, анализ текста источника  
  С Семинар с использованием активных и интерактивных методов: учебная дискуссия, моделирование ситуаций, анализ текста источника  
Итого  

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

На самостоятельную работу по дисциплине «Римское право» отводится 54 ч на очной форме обучения и до 98 часов при заочной форме обучения. Предусматриваются следующие виды самостоятельной работы:

– подготовка к семинарам и практическим занятиям;

– выполнение самостоятельных практических заданий (ситуации для анализа, казусы);

– подготовка основных и дополнительных творческих заданий (эссе, кроссворды по теме, мультимедийные презентации, доклады и рефераты);

– выполнение заданий для самопроверки (тесты, контрольно-проверочные вопросы).

Методические материалы (методические рекомендации и практикум) по дисциплине «Римское право» содержат вопросы для семинарских занятий, задания для практических занятий, контрольно-проверочные вопросы по темам, основные и дополнительные практические задания по модулям, творческие задания, задания для самопроверки и примерные вопросы для подготовки к зачету или экзамену.

а) примерные задачи (казусы) для самостоятельной работы:

1. Глухонемой Марк подал иск против Нумерия. В качестве своего представителя перед претором он попросил быть свою сестру Валерию. Вправе ли женщина быть представителем в суде? Может ли выступить представителем Марка Тит, осужденный ранее за кражу? Авл, который собирается занять должность магистрата?

2. Отец Тиции и отец Марка договорились об их браке предшествовала помолвка, во время которой отец Марка внес задаток в сумме 10 000 ассов. Вскоре отец Тиции нашел для нее более выгодную партию и отказался от брака своей дочери с Марком. Каковы последствия одностороннего расторжения помолвки? Как будет решено данное дело? Как бы оно было решено, если бы отказ вступить в брак исходил от домовладыки жениха?

3. Должник предложил кредитору в качестве средства обеспечения договора займа взять в залог одного из принадлежащих ему коней. «Залогового» коня выбрал сам кредитор. Вскоре выяснилось, что животное больно и заразило лошадей кредитора. Может ли кредитор заявить иск из причинения вреда? Какое будет решение, если выяснится, что должник знал о болезни коня, и какое – если не знал?

4. Клавдий Непотиан использовал труд рабыни Геллы по праву личного сервитута, установленного в пользу Клавдия ее собственником Сервилием Гуром. Когда Гелла родила ребенка, Сервилий потребовал отдать ему новорожденного. Правомерно ли это требование?

5. Сей, передавая Гаю дом во исполнение договора купли-продажи, приказал снять дорогую мраморную облицовку полов, мотивируя это тем, что при заключении договора речь шла о продаже дома, а в отношении облицовки ничего не говорилось. Правомерны ли действия Сея?

6. Квинт Энний передал Гнею Невию на хранение денежную сумму, которую тот сложил в шкатулку вместе со своими деньгами. Эта шкатулка была у Невия украдена. Обязан ли Невий возвратить Эннию деньги?

7. Римский домохозяин решил после смерти оставить имущество всем членам своей большой фамилии. В ее состав входили его дети, жена, две незамужние сестры и несколько рабов. В завещании он назначил наследниками сыновей, указав, что оставляет им и их матери 3/4 имущества. На оставшуюся четверть он не оставил завещания, полагая, что она достанется сестрам как его законным наследницам. Правильно ли он выразил свою волю?

б) примерные творческие задания:

Темы рефератов, докладов

1. Предмет и система римского публичного права

2. Эволюция римского права

3. Развитие государственного права: «царский период» и период республики

4. Правовой статус Сената

5. Понятие и система магистратур

6. Народные собрания в Древнем Риме

7. Государственное управление в период принципата и домината

8. Реформы Октавиана Августа

9. Денежная система и регулирование денежного обращения в Древнем Риме

10. Налоговая система в Древнем Риме

11. Военное право в Древнем Риме

Примерные темы эссе (в качестве темы предлагаются латинские юридические сентенции и выражения):

1. «Законы написаны для бодрствующих».

2. «Незнание закона не является оправданием, незнание факта является оправданием».

3. «Нет преступления без наказания, нет наказания без закона, нет преступления без законного наказания».

4. «Тяжесть доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает».

5. «Что для болезни лекарство, то для дел право».

6. «Если нельзя найти безупречное решение, надо избрать наименее несправедливое из решений».

7. «Кого насильственно лишили владения, тот продолжает считаться владельцем».

8. «Никого не обижает тот, кто пользуется своим правом».

9. «Лишился вещи тот, кто ни от кого не может истребовать ее иском».

10. «Никто не может извлекать выгоду из неразумения другого».

11. «Не связан обязательством то, кто обещал что-либо недозволенное».

12. «Невозможно нанести оскорбление без умысла оскорбить».

13. «Никто не может быть обязан выше своих возможностей».

14. «Обман расценивается не только по факту, но и по умыслу».

Иные творческие задания

1. Составьте кроссворд или сканворд по теме «Брак и семья в Древнем Риме»;

2. Подготовьте мультимедийную презентацию по темам «Рецепция римского права», «Юридические термины и конструкции в современном гражданском праве», «Рецепция договорного права Древнего Рима», «Римское и современное наследственное право»;

3. Подготовьте блок-схемы по темам «Классификация вещей в римском праве», «Виды контрактов в римском праве», «Наследование по закону и завещанию».

в) примерные варианты тестовых заданий

Задания на выбор одного правильного ответа

1. Конституция в Древнем Риме означала:

1. основной закон

2. распоряжение императора

3. систему норм

4. систему управления

2. Заимствование одной внутригосударственной правовой системой общих принципов, черт и институтов другой правовой системы называется:

1. репликация

2. реституция

3. рескрипт

4. рецепция

3. В римском праве имелись следующие правовые системы:

1. квиритское право, преторское право, право народов, естественное право

2. обычное право, публичное право, частное право

3. вещное право, обязательственное право, наследственное право

4. институциональное право, преторское право, право справедливости, императорское право

4. Жителям римских провинций права римских граждан предоставил:

1. кодекс Юстиниана

2. император Август

3. эдикт Каракаллы 212г.

4. император Марк Аврелий

5. Pater familias – это:

1. Родовое имя

2. Отец – глава семейства

3. Фамильная реликвия

4. Старший сын

6. Легаты – это:

1. разновидность декретов

2. завещательные отказы

3. проскрипции

4. разновидность фидеикомиссов

7. Формальное абстрактное приобретение квиритского права собственности или власти над вещами или лицами именовалось:

1. манципация

2. традиция

3. рецепция

4. легитимация

Задания на выбор нескольких правильных ответов

1. Римское право запрещало браки между:

1. близкими родственниками

2. правителем провинции и жительницами провинции

3. душевнобольными

4. дядей и племянницей

5. четырнадцатилетними

2. Укажите недвижимые вещи (res immobile):

1. городские стены

2. посевы

3. рабы

4. скот

5. колесница.

3. К первоначальным способам приобретения собственности относят:

1. приобретение права на бесхозяйные вещи

2. приобретение права собственности на плоды вещи

3. спецификацию (переработку)

4. традицию

5. адъюдикацию

4. Укажите разновидности залога:

1. пигнус («ручной заклад»)

2. фидуция

3. ипотека

4. суперфиций

5. узус

5. Источниками обязательств являются

1. договор

2. деликт

3. брак

4. избрание на должность

6. Укажите добровольные способы прекращения обязательств

1. исполнение обязательства

2. новация

3. «воображаемая уплата»

4. смерть кредитора

Задания на соотнесение

1. Соотнесите название особых средств преторской защиты и их определения

А. стипуляция 1. Категорическое и безусловное предписание претора о немедленном прекращении действий, нарушающих права
Б. интердикт 2. Возврат в первоначальное положение
В. реституция 3. Разрешение претора взять во владение имущество (или часть) обязанного лица
Г. ввод во владение 4. Фиктивное оформление торжественных обещаний от участвующих в деле сторон

2. Соотнесите формы брачных связей в Древнем Риме и их определения

А. брак cum manu (с властью мужа) 1. постоянное сожительство мужчины и женщины, дозволенное законом, но без намерения создания семьи
Б. брак sine manu (без власти мужа) 2. вид законного брака в классический и посклассический периоды, при котором жена сохраняла родственную связь со своей родной семьей и оставалась под властью прежнего домовладыки
В. конкбинат 3. союз раба и рабыни, который в постклассическом периоде получил ограниченное правовое признание
Г. контуберниум 4. вид законного брака, при котором жена попадала под власть мужа и становилась агнаткой нового домовладыки

3. Соотнесите виды вещей и их примеры

А. простая вещь 1. оконная рама
Б. сложная составная вещь 2. стадо овец
В. сложная вещь-совокупность 3. телега
Г. вещь-принадлежность 4. ваза

4. Соотнесите разновидности договоров и их особенности

А. контракт 1. юридически значимые договоры, признанные цивильным правом и снабженные исковой защитой соглашения
Б. безямянный контракт 2. неформальные соглашения, не получившие исковой и интердиктной защиты
В. «голый» пакт 3. неформальные оглашения, не получившие защиты в цивильном праве, но защищзаемые в преторском
Г. «одетый» пакт 4. не имеющие собственного названия и подразумеваемого этим названием содержания, но признанные правом соглашения сторон

Задания на логическую последовательность

1. Расположите в исторической последовательности источники римского права:

1. Институции Гая

2. Законы 12 таблиц

3. Corpus Iuris Civilis

4. Кодекс Феодосия

2. Расположите в хронологическом порядке (от древнейшего) способы несения ответственности за правонарушение (деликт)

1. Уплата штрафа

2. Месть

3. Возмещение ущерба

Задания открытого типа

1. Уступка кредитором своего права требования по конкретному обязательству неличного содержания другому полноправному лицу именуется

2. Переход имущества умершего лица к одному или нескольким другим лицам (наследникам) называется…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: