Белый царь - идеал для народов Востока

Итак, народы Азии искали покровительства, защиты, дружбы и подданства России. Они относились и ныне относятся с энтузиазмом к царствующему в России дому и беспредельно преданы ему. Весь Восток симпатизирует России, и русского царя называют на Востоке как русские подданные-инородцы, так чужеземцы - белым царем, царем-богатырем.

- Взгляды псевдо-патриотов. К сожалению, в последнее время псевдо-патриоты, не понимающие великого ассимилирующего назначения коренного русского народа, подняли под влияние Европы вопрос о национальностях и стали распространять книги и брошюры о сепаратизме различных народностей, составляющих Россию. Эти псевдо-патриоты сумели внушить легкомысленную идею об отсутствии национальной русской политики. Конечно, серьезные представители власти, науки, печати и интеллигенции хорошо сознают, что подобные взгляды псевдо-патриотов, не только исторически неосновательны, но даже унизительны для самих русских.

Подробнее здесь: http://hronos.km.ru/biograf/bio_b/badmaev.html

Б) История Бурятии

(коллектив авторов, учебное пособие)

Цитаты

1)

- «Большие изменения в жизни степного населения Забаикалья и Монголии произошли в конце 2тыс. до Р.Х. В это время началась новая фаза усыхания климата. …Поэтому в эту засушливую фазу по всей полосе евразииских степей начались миграции скотоводов. Некоторые племена культуры плиточных могил переселились в степи Западнои Монголии, а оттуда часть местного населения культуры хересуров и оленных камней продвинулась на восток вплоть до раинов современнои Южнои Бурятии. Здесь появляются археологические памятники в виде каменных курганов, окруженных оградами круглои, квадратнои и других форм. Такие курганы известны под названием «хересуры». … Люди, оставившие эту археологическую культуру, в отличие от монголоидных плиточников (это на факт П.А.Г.), были европеоидами... постепенно мигранты растворились среди местного населения (это не факт, это их желание, в т.ч. и в отношении нас П.А.Г.)… люди культуры херексуров были ассимилированы населением культуры плиточных могил («слова, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: Яко с нами Богъ»).

- «В конце 2тыс. до Р.Х. в монголо-забаикальских степях появляются статуарные памятники, получившие название «оленных камней). Они представляют собои столбообразные плоские или уплощенные каменные изваяния. На них наносились изображения стилизованных оленей с ветвистыми рогами и мордами, похожими на клювы».

- «На огромных пространствах Центральнои Азии (возникло) в конце 3в. до Р.Х., в 209г. до Р.Х. могущественного государства Хунну. ….состов населения Хуннского государства, изученныи антропологами, показал, что его ядро составили потомки населения культуры плиточных могил. ….Китаиские летописи донесли и этноним (самоназвание) этого древнего народа хунну, или сюнну. …Одним из таких уделов были степи Южнои Бурятии, о чем свидетельствуют огромные княжеские курганы в Ильмовои пади в раионе Кяхты и местности Царам, недалеко от Наушек».

- «Важное значение скотоводства в экономике Хуннского государства подтверждается материалами раскопок курганов на многих могильниках в разных местах Бурятии: в Ильмовои и Черемховои падях, Ургун-Хундуе, Узком месте, Дырестуиском Култуке, Цараме, Озерном, Енхоре и в других местах».

- «Черная и цветная металлургия хунну достигли очень высокого уровня развития и оказали значительное влияние на эти отрасли метеллургического производства у населения Тувы, Алтая, Хакасии и других областей евразииских степей».

- «Хунны скотоводы жили в войлочных юртах. Они были очень удобны при сезонных перекочевках, спасая зимои от холода, а летом от зноя. На поселениях и городищах жили в полуземлянках с двускатнои крышей, наземных построиках с глинобитными стенами. Не исключено, что у хунну существовали наземные срубные деревянные дома».

- «Хунну имели отношения и с более отдаленными странами и народами. Под их контролем находился Великии шелковыи путь из Древнего Китая в страны Средиземноморья».

- «Военному делу в государстве Хунну уделялось исключительно большое значение. Это неоднократно отмечалось в древнекитаиских летописях: «… в краиности каждый занимается воинскими упражнениями … могущие владеть луком все вступают в латную конницу». «Из оружия дальнего действия (они) имеют луки и стрелы, из оружия применяемого в ближнем бою, - мечи и короткие копья с железнои рукоятью». У сюнну быстрые и смелые воины, которые появляются подобно вихрю и исчезают подобно молнии».

- «То, чего не удалось достичь ни строительством Великои стены, ни в открытои воине, ханьскии двор, добился, изпользуя дипломатические интриги. Усилиями Хань в разжигании распрей в среде знати», государство Хунну в 55г. до Р.Х. распались на две части – северных и южных хунну (да, уж в этом симохамские народы мастера П.А.Г.)

- «Постоянная борьба со своими южными соплеменниками, империей Хань, восточными соседями ухуань и сяньби, западными динлино-гяньгунским военным союзом вконец обезкровили северных хунну …. С 93г. государство северных хунну перестало существовать».

- «По мнению исследователей, происхождение плиточных могил связано с культурои каменных ящиков Дунбэя (Северо-Восточныи Китаи). С этим регионом ученые связывают и ранние этапы культуры хунну».

- «Название Баргуджин –Токум встречается в письменных источниках по истории монголов 13 века, «на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы». Чаще всего современные ученые понимают под этим географическим термином обширные территории по обе стороны Баикала (насколько обширные??? – до Тихого океана?? П.А.Г.)».

- «Родословная Чингисхана включает и предков бурят (????, вот бы Чига то удивился!!! П.А.Г.), их прародительница Алан-гоа была из хоринского рода и родилась у Хорилартай-Мергена, на земле Баргуджин-Токум».

2)

Цитаты

- «К монголоязычным народам до появления Монгольскои империи относятся кидани или, как их еще называли, китаи. Именно от этого имени этого народа происходит название «Китаи». Становление государства кидиней послужило основои будущего величия монголов Чингисхана».

- «Этноним «монгол» получил распространение в эпоху Чингисхана, а начинает упоминаться в китаисих летописях династии Тан (618-908гг.) среди племен шивэй. Проживали шивэиские монголы (мэн-гу, мэн-ва) на Дальнем Востоке по реке Амур и были оседлыми земледельцами. …К конце 10 – начале 11 веков монголы начали расселяться по степям нынешней Монголии».

- «Самыи древнейшии период монгольскои истории.. можно определить как протомонгольскии. Следующии этап соотносится уже с именем древних монголов, в основном это историческое время, связанное с именем дунху. Начиная с разделения дунху на сяньби и ухуань (3в. до Р.Х) и включает в этот список собственно средневековых монголов «амурского периода».

- «В китаиских источниках называется большое число народов, вышедших из дунхусского (древнемонгольского) круга: муюны (мужуны), юйвэнь, дуань, тоба, кумоси, шивэй, жужани, кидани. В китайских летописях показана история создания ранними монголами почти десяти правящих династии в Северном Китае, их влияние на сложение ранних корейских государств. В китаискои истории этот период (137-590 гг.) называется «шестнадцать царств пяти северных племен».

- «Муюны (мужуны) – это монголы, имеющие сяньбинское происхождение и создавшие ряд государств в Китае 4-5вв.»

- «…захоронения сяньби известны в Восточном Забаикалье и во Внутренней Монголии. К сяньби-шивэискому кругу племен были отнесены археологические памятники бурхотуискои культуры Восточного Забаикалья».

- «В 6в. в Прибаикалье произошло важнейшее историческое событие: здесь складывается курыканскии союз племен».

- «Основу курыкан составили потомки населения культуры плиточных могил (дунху), в этот союз вошли остатки хуннских и сяньбииских родов».

- «Земля Баргуджин-Токум – это земля предков Чингисхана. Чингисхан не забывал об этом и, будучи владыкои громаднои мировои империи, сказал: «Каждыи мальчик, родившиися в местности Баргуджин-Токум, на Ононе и Керулене (ЭТО ЖЕ в ЗАБАИКАЛЬЕ!!! П.А.Г.), будет мужественным и отважным, сведующим и сметливым (от природы), без наставления и выучки. И каждая девочка, которая там родится, будет хороша и прекрасна лицом без убранства, причесывания и румян и будет безмерна, искусна, проворна и добродетельна».

Да! Забаикалье – это НАША ЗЕМЛЯ, земля Урана и Марса, Богумира, Арея и Одина. Земля наших Отцов, наших Предков. Земля, которая «сама» воспитывает и учит. В словах Чингисхана, есть объяснение многому………………

В) Буряты

(коллектив авторов)

Цитаты

- «…на вызывает сомнении и выраженныи мифологически образ Алан-гоа. Это прежде всего подчеркивает сюжет о ее непорочном зачатии от луча солнца, в основе которого лежит обоснование идеи о сверхъестественном, небесном происхождении «золотого» рода чингисидов. Само слово алан, как выясняется,объяснимо на основе современных западномонгольских и калмыцких наречии, где имеет значение, «девственная, непорочная, чистая; изумление, загадочное явление».

- «….в момент прихода на престол шаньюя хунну Маодуня между ними и дунху пролегала брошенная земля, на которои никто не жил. Если верить китаиским летопесям, именно раздор из-за этого участка заброшеннои земли послужил поводом к воине между ними, в результате чего дунху потерпели новое, еще более сокрушительное поражение, после чего перестали фигурировать в источниках как этническое или политическое целое.»

- «Имеется рассказ, передаваемый со слов заслуживающих доверия почтенных лиц, что над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение среди них, что в живых осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которои были лишь горы и леса и к которои ни с однои стороны не было дороги….Название этои местносит Эргэнэ-кун». (Рашид – ад – дин).

- «….четыреста лет пребывания древних монголов в Эргунэ-куне вполне согласуется с периодом господства хунну в Центральнои Азии, после которых на историческои арене появляются сяньби, с возвышением которых, мы связываем начало всеобщего расселения монголов из верховьев Амура».

- «…исконная территория байегу-байырку распологалась в основном в пределах современнои Баргузинскои долины, возможно, простираясь на юг до бассеина р. Уда и на запад до низовьев Селенги».

- «… байырку вполне сопоставим с баргутам и монгольского времени. Как выяснилось, тюрское байырку имеет примерно то же значение, что монгольское баргут – «грубыи, примитивныи; первобытныи, стародавнии».

- «Очевидно, этноним байырку-баргут первоначально представлял собои обобщенное наименование различных племен, обитавших в относительно отдаленных и труднодоступных горнотаежнои местности раионах Прибаикалья».

- «Судя по имеющимся данным, к концу 1тыс. после Р.Х. в качестве ведущего этнического имени в регионе Прибаикалья начинает фигурироватьь этноним «хори»… По свидетельству, например Рашид-ад-Дина, из среды баргутов вышли такие племена, как хори, туматы, туласы».

- «В настоящее время большинство исследователей согласно с тем, что процесс формирования бурятского этноса завершился после прихода русских …не приходится сомневаться в том, что именно в результате прихода русских и последовавшего за этим присоединения Бурятии к России возникли условия, которые в конечном счете подготовили почву для завершения процесса консолидации бурят в единую народность».

- «… только после прихода русских, буряты объединились в рамках одного государства со всеми вытекающими отсюда последствиями».

- «Находясь в составе нового государства, бурятскии народ в более, чем раньше, благоприятных условиях занимался мирным трудом, рос численно, развивался в экономическом, социальном, духовно-культурном отношениях. С переходом бурят в русское подданство был поставлен заслон грабительским набегам монгольских тайшей на бурятские земли. Прекратились междоусобные распри между отдельными племенами и родами, и было положено начало национальному объединению». (История Бурятии ч.1)

«..истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мтф.25.40)

Г) Таина Агинскои степи

И. Трифонов, Е. Трифонова

Цитаты

- «В Забаикалье широко распространенно предание о том, что основатель монгольского государства и великии полководец Чингисхан погребен на дне Онона или на одном из его островов в раионе горы Малый Батор, расположенныи на юге Агинского Бурятского округа. А охраняли в древности его могилу коренные жители этои местности – ононские хамниганы (не буряты! П.А.Г.), которые и в наше время живут в степях Агинского Бурятского округа и являются якобы потомками тысячи семей воинов урянхайцев (древнее монгольское племя урянкат), которым была поручена охрана его могилы».

- «Согласно россиискои версии (Чингисхан родился) в урочище Делюун-Болдог на большом острове посреди реки Онон в раионе холма Уран-Душэ (недалеко от села Кункур)... Рашид-ад-Дин, указывая на гору Бурхан-халдун (по описанию она является Хэнтэйским горным массивом), пишет, что летние и зимние кочевья Чингисхана находились в этих же пределах, а родился он в местности Булук-Булдак (В «Сокровенном сказании монголов» - Делиун-Балдах или Долоан-Болдах, в «Сборнике летописей» - Булук-Булдак) в низовьях Онона, откуда до горы Бурхан-халдун шесть дней пути».

- «Предпологаемое место рождения Чингисхана в раионе холма Уран-Душэ, которыи находится на Большом ононском острове…. Согласно современнои карте холм Уран-Душэ расположен напротив с.Кункур на Большом острове р.Онон. Название бурятское; в переводе на русскии язык «уран» - искусныи, «душэ» - наковальня. Дословныи перевод – «искусная наковальня».

- «Связь между именем Тэмучжин – «кузнец» и названием холма Уран-Душэ очевидна. Название холма «Искусная наковальня» обусловлено рождением в этом месте Чингисхана – «Тэмуджин», в переносном смысле – человека с железнои волей».

- «На запад от села Кункур на расстоянии около 15 км находится гора Малый Батор, на восток он нее – гора Большои Будулан, на север от горы Большои Будулан гора Улан-Ганга-Толгои. Между горои Малыи Батор и горои Большои Будулан расположена долина, в которои находятся несколько необычных по своей природнои архитектуре скальных останцев. Самыи почитаемыи из них знаменитыи - Котел-камень (в народе чаша Чингисхана)».

- «У монголов во время Чингисхана был единыи бог – бог вечного неба Тенгри».

- «На склонах горы Малыи Батор находятся могилы так называемои плиточнои культуры, которая существовала по разным источникам от 1100 до 300 годов до Р.Х. Большинство этих могил нарушены. Могилы тянутся на восток в сторону с. Кункур и на расстоянии около 5-7 км от него, у восточного склона горы Улан-Ганга-Толгои, заканчиваются. Далее начинаются, и в радиусе нескольких километров от с. Кункур расположены оплывшие (осыпавшиеся) от времени и поросшие кустарниками и деревьями, ямы разных размеров. Мы считаем, что это нарушенные могилы древнего монгольского кладбища («Земли предков»), о котором говорится в «Сокровенном сказании монголов».

- «Наличие древнего кладбища в раионе урочища Делюун-Болдог дает основание говорить о том, что эта местность была давно обжита племенем кият-борджигинов, к одному из родов которого принадлежала семья Чингисхана. Эти земли издревле принадлежали роду Великого хана и являются они, с учетом наших доводов, Большои Ононскои долинои».

- «Эти большие углубления в земле отдаленно напоминают хуннские захоронения, которые являются самыми большими в Монголии и в Забаикальском крае…. В Забаикалье самое крупное захоронение хуннов находится в 23 км к северу от Кяхты в Ильмовои пади. Оно представляет собои курган размером 25 на 30 метров с входом (дромосом) в яму до 17м. Под насыпью могильная яма глубинои 8,5м, разделенная каменными перегородками на 10 отсеков. На дне ямы находится сруб, в которыи был помещен гроб, обшитыи шелковои материеи».

- «Но любая большая яма в раионе с. Кункур превосходит своими размерами хуннские захоронения».

- «В момент окончательного развала Монгольского государства место нахождения древнего кладбища племени кият-борджигинов перестало быть достоянием только ханскои элиты и в переод с 1668 по 1726 гг. захоронения Юаньскои династии Чингизидов были нарушены. В этот период русские воиска и их союзники (буряты и тунгусы) не контролировали земли в раионе с.Кункур. По Нерчинскому договору 1689 восточная официальная граница между царскои Россией и Цинскои империей устанавливались по реке Аргунь».

- «К западу от нее граница не была определена, на этом пространстве не было ни русских крепостей, ни острогов. И жили на этои земле только местные племена».

- «Когда хоринские буряты пришли на Онон, захоронения династии Чингизидов уже были нарушены. Нарушили их воины или союз племен в период с 1668 по 1727 гг., которые после развала Севернои Монголии зашли в раион древнего монгольского кладбища и напали на хамниган. Силы были неравны и все защитники захоронении погибли. Но уничтожить полностью все хамниганские семьи не удалось. Многим женщинам с детьми удалось скрыться. Начиная с 1727 года, когда по Онону началось строительство крепостей, они стали вступать в браки с русскими казаками. Этот союз азиатов и славян объясняется не только нехваткои у каждого из них лиц противоположного пола. Хамниганские женщины могли родниться и с бурятами и с тунгусами…. Но для хамниганских женщин, которые остались в живых, и женщин следующих поколении, которые узнали о страшном побоище, эти браки являлись внутренней необходимостью, вызваннои властью страха. ….Хамниганские женщины своим потомкам рассказывали о месте рождения Чингисхана и показывали, где оно находится. В последствии оно стало известно и жителям села Кункур».

- «У каждои истории есть свои герои, в нашей героями являются хамниганы, так как они с честью выполнили свои долг перед великим предком».

Д) Текст указа Петра 1

1703 г. Марта 22. Указъ Царя Петра Алексѣевича.
Отъ Велнкаго Государя Царя и Великаго князя Петра Алексѣевича всея Великія и Малія и Бѣлыя Россіи Самодержца вь Сибирь въ Нерчинскъ Стольникамъ Нашимъ и воеводамъ Петру Савичу, да Ѳедору Петровичу Мусинынъ-Пушкинымъ. Въ нынѣшнемъ 1703 году Февраля въ 25 день били челомъ намъ Великому Государю Нерчинскіе ясашныхъ брацкихъ людей разныхъ родовъ: Галзотскаго роду Зайсанъ Баданъ Туракинъ, да Харганатскаго роду Зайсанъ Даски Бодороевъ, да Бодонгутскаго роду Зайсанъ Очихай Сардаевъ, да разныхъ родовъ и улусовъ Шуленги Шаракинъ, Тозе, Кондохой, Басутай, Баендай, Тацуръ, Абундай, Окинъ, Учиръ, да ясаулы Баданова улусу Бонтурій, Дасіева улусу Адай, Ачихаева улусу Атарай, Кондохоева улусу Номой, Басутаева улусу Ногшиной, Боедуева улусу Кемзей, Тацурова улусу Сорій, Уелгуева улусу Далай, Шуныурова улусу Атарай, Абундаева улусу Харандай, Окинеева удусу Танхай, Учирова удусу Ноточій и всѣ родовые ясачные брацкіе люди. Жалоба де ихъ иноземцевъ Иркуцкаго Присуду на Селенгинскихъ и Удинскихъ сдужилыхъ и всякихъ чиновъ людей; въ прошлыхъ де годахъ дѣды и отцы ихъ жили за Мунгальскими Тайшами и не похотя за ними жить и со всѣми своими родами вышли въ нашъ Великаго Государя ясакъ и били челомъ они иноземцы въ Нерчинскомъ прн бывшемъ прикащикѣ Павлѣ Шульгинѣ на породные свои земли кочевать, гдѣ жили прадѣды и дѣды и отцы ихъ, и послѣ де ихъ и иные роды ихъ вышли въ нашъ Великаго Государя ясашной платежъ; а породные ихъ земли кочевныя мѣста внизъ по Седенгѣ, по Удѣ и по Курбѣ рѣкамъ; и на тѣхъ де ихъ кочевныхъ мѣстахъ Удинскіе казаки многіе заимками поселились по правую сгорону и ниже Чикою рѣки по Хилку, по Темлую, по Удѣ и по Итанцѣ подле Байкала моря по правую же сторону Селенги рѣки Кудуринская степь; и противъ челобитья де имъ прикащикъ вышеписанной изъ Нерчинска отпустилъ ихъ на породныя своя кочевныя мѣста близъ Селенги рѣки и въ Итанцинское зимовье; и служатъ де они въ Итанцинскомъ зимовье многіе не престанные службы радѣтельно и ясакъ въ нашу Великаго Государя казну платятъ по вся годы безъ недобору съ прибылью; а ныне де ту ихъ породную Кудуринскую степь заселили Иркутскаго Присуду Селенгинскіе Удинскіе сдужилые и всякихъ чиновъ люди и отняли де у нихъ иноземцевъ ихъ породные Кудуринскіе степи и лучшія кочевныя мѣста ихъ зимнія и лѣтнія стоибища и всякіе угодья и звѣриные промыслы кормовые теплые мѣста подъ лѣсами и построили себѣ заимки для хлѣбной пахоты; а городьба у нихъ около пашенъ и около сѣна плохая и въ ихъ хлѣбныхъ и сѣнныхъ потравахъ были имъ отъ нихъ разорения, обиды и налоги болыпіе, брали у нихъ иноземцевъ головщины не помѣрныя насильствомъ своими руками и раззоряютъ ихъ въ конецъ; и отъ тѣхъ ихъ головщинъ они иноземцы женъ и дѣтѳй своихъ испродали и въ заклады иззакладывали и сами межъ дворы скитаются и отъ нашего Великаго Государя ясаку отстали; и въ прошломъ де 7204 г. послали они къ намъ Великому Государю къ Москвѣ съ Нерчинскимъ сыномъ боярскимъ съ Микитою Варламовымъ въ тѣхъ ихъ налогахь и обидахъ и в раззореніяхъ на Селингинскихъ и Удинскихъ служилыхъ и всякихъ чиновъ людей челобитную, и по нашему Великаго Государя указу и грамотѣ велѣно ихъ съ той Кудуринской степи съ ихъ породныхъ кочевныхъ мѣстъ свесть, а тѣ заимки и нынѣ у нихъ не сведены; и облыжнымъ челобитьемъ намъ Великому Государю они Удинскіе служилые и всякихъ чиновъ люди били челомъ, чтобъ быть имъ иноземцамъ въ Иркутскомъ присудѣ подъ Удинскомъ городомъ, изъ Нерчинскаго зимовья аманатовъ дѣтей ихъ и братей взять въ Удинскъ, а Итанцинское зимовье свесть; а они де иноземцы въ Нерчинскомъ уѣздѣ въ Итанцинскомъ зимовіи многіе годы служатъ съ Нерчинскими старыми казаками за едино радѣтельно безъ пороку и противъ непріятельскихъ воинскихъ людей бьются, не щадя голов своихъ, также и ясакъ въ нашу Великаго Государя казну платятъ по вся годы безъ недобору съ прибылью; а подъ Иркутскимъ де присудомъ имъ иноземцамъ быть невозможно при которыми дѣли, потому что де Иркутской за Байкаломъ моремъ и имъ много дале Нерчинского; да въ прошлыхъ же де годахъ полномочный посолъ бояринъ нашъ и воевода Федоръ Алексѣѳвичъ Головинъ съ товарищи, будучи на Селенгѣ, по нашему Вѳликаго Государя указу, призвалъ многихъ Мунгальскихъ Тайшей: Тайшу Бантухая съ товарищи во многолюдствѣ и иныхъ многихъ Тайшей со всѣми родами ихъ во многолюдствѣ подъ Селенгинской городъ и подъ Удинской въ ясашной платежъ и вашимъ Великаго Государя жалованнымъ ихъ пожаловалъ, въ Селенгинской городъ отдали въ аманатство, и нашъ Великаго Государя ясакъ они платили по вся годы, и Селенгинскіе и Удинскіе служилые люди тѣхъ Тайшей и съ родамн ихъ со всѣми улусы отогнали своими обидами и налогами, и они Тайши не мога ихъ обидъ и налогъ терпеть, покиня дѣтей и братей своихъ въ аманатствѣ, приклонились къ Китайскому Хану; а послѣ де того которые отъ нихъ Тайшей остальцы были въ Селенгинскомъ и въ Удинскомъ и въ Ильинскомъ и въ Кабанскомъ острогахъ и по заимкамъ всѣхъ ихъ прибили и побросали въ Селенгу рѣку, а женъ и дѣтей и животъ ихъ по себѣ раздѣлили и распродали; а которые изъ техъ остальцевъ съ побою пришли къ нимъ иноземцамъ подъ Нерчинской присудъ и донынѣ съ ними намъ Великому Государю ясакъ платять по вся годы, а они де Селенгинцы и Удинцы тѣхъ вышеписанныхъ аманатовъ отпустилн въ ихъ земли къ вышеписаннымъ же Тайшамъ и ихъ иноземцевъ такожъ разорить хотятъ въ конецъ и отъ Нашего Великаго Государя ясашнаго платежа и съ породной ихъ земли отлучить. А какъ они иноземцы с Нерчмнскими съ Итанцинскими казаками въ полку боярина нашего и воеводы Фѳдора Алексѣевича Головина служили намъ Великому Государю радѣтельно и нашего Великаго Государя милостію пожалованы были золотыми, да и нынѣ де они иноземцы служатъ намъ Великому Государю въ Итанцинскому многіе непрестанные службы радѣтельно и нашъ Великаго Государя ясакъ платятъ безъ недобору сполна въ Нерчннскъ, н намъ Великому Государю пожаловать бы ихъ иноземцевъ за многіе ихъ радѣтельные многіе непрестанные службы и ясашной платежъ: велѣть имъ быть подъ Нерчинскомъ по прежнему въ ихъ породныхъ земляхъ и кочевныхъ вышеописанныхъ мѣстахъ по правую сторону Селенги рѣки; а съ Кударинскіе степи ихъ Селенгинскихъ и Удинскихъ служилыхъ и всякихъ чиновъ людей съ заимками свесть по другую сторону Селенги рѣки, чтобъ имъ иноземцамъ отъ нихъ налогъ и обидъ въ конецъ неразорится и нашей Великаго Государя службы и ясаку не отбыть, а быть бы подъ Нерчинскомъ присудомъ въ Итанцынскомъ зимовьи въ вѣчномъ нашемъ платежѣ; да они же иноземцы вышеписанныѳ челобитчики Богданъ Зайсанъ Кукина Кондухой да улусные ихъ люди и ему да Басунъ сказали, есть ли де Итанцынской острогъ вѣдать въ Иркутскомъ и посылать въ зимовье прикащиковъ изъ Иркуцка и они де иноземцы опасны отъ тѣхъ прикащиковъ налогъ и обидъ также де и отъ Иркуцкихъ всякихъ чиновъ служилыхъ людей всякихъ лишнихъ подводъ; да и Еравинское де зимовье Нерчинскаго Присуду отъ Итанцынскаго зимовья въ близости ѣзду въ трехъ дняхъ и они де къ Еравинскому острогу лѣтнимъ времянемъ ѣздятъ кочевать для конскихъ кормовъ по Удѣ, по Хилку, по Темнею, по Онѣ, и по Кудуну и по Курбѣ рѣкамъ, а зимою для ясашныхъ промысловъ и для прокормленія лосей и иныхъ звѣрѳй; и какъ де будетъ отписанъ тотъ Итанцынской острогъ къ Иркутскому и Еравинскіе де Нерчинскаго Присуду Тунгусы по тѣмъ рѣкамъ ихъ иноземцевъ кочевать не пустятъ и станутъ съ ними чинить всякіе ссоры, да и отъ Удинскихъ де и отъ Селенгинскихъ служилыхъ всякихъ чиновъ людеіі будетъ имъ иноземцамъ изгоня и налоги большіе. И въ нынѣшнѳмъ 1703 году по вашему Великаго Государя указу велѣно то Итанцынское зимовьѳ съ ясашными иноземцы и съ ясашнымъ сборомъ вѣдать къ Нерчинску, для того что по сказкѣ челобитчиковъ брацкихъ ясашныхъ иноземцевъ что они со скотомъ своимъ кочуютъ около Итанцынскаго и Еравинскаго острожковъ и есть ли де быть Итанцынскому острожку подъ Иркуцкимъ и Нерчинскаго Присуду Еравинскаго острожку ясашные иноземцы изъ ясашныхъ брацкихъ людей со скотомъ на Еравинскую землю кочевать не пустятъ и отъ того имъ учинитца обида, а отъ Иркуцкихъ де прикащиковъ и отъ служилыхъ людей опасаются онѣ обидъ и налогъ, и разоренія н отгони, а быть тому Итацынскому острожку по прежнему подъ Нерчинскимъ для ихъ иноземчества, потому что знатно видя онѣ себѣ великую нужду, что ихъ велѣно къ Иркуцкому приписать, ѣхали къ Москвѣ такое великое разстояніе и въ пути всякую нужду себѣ принимал и чтобъ тѣхъ брацкихъ иноземцевъ тѣмъ не скорбить и отъ ясаку въ степь не отогнать, а въ Итанцынскій острогъ посылать изъ Нерчинска прикащиковъ людей добрыхъ, которые бы ихъ брацкихъ иноземцѳвъ отъ всякихъ обидъ оберегали и межъ другихъ людей и въ ссорахъ всякую расправу чинили въ правду; а буде тѣ прикащики учнутъ тѣмъ иноземцамъ али русскимъ людямъ чинить обиды и разоренія или иноземцамъ и русскимъ людямъ и въ ихъ ссорахъ всякіе расправы и оборони чинить не учнутъ, и тѣхъ прикащиковъ, наказавъ жестоко, отъ приказовъ отставливать, а на ихъ мѣста выбрать иныхъ ихъ братью добрыхъ людей н приказывать имъ накрѣпко, буде онѣ также учнутъ чинить, и имъ жестокое наказаніѳ учинено будетъ вдвое и сосланы будутъ въ ссылку; и какъ къ вамъ сія наша Великаго Государя грамота придетъ и вы бъ чинили по вышеписанному Нашему Великаго Государя указу. Писанъ на Москвѣ лѣто 1703 года Марта въ 22 денъ припись дъяка Ивана Чепелева а въ Иркутской грамоте до обороту написано противъ Нерчинской, а послѣ обороту въ Иркутской грамотѣ написано и какъ къ вамъ ея Наша Великаго Государя грамота придетъ и вы бъ сей нашъ Великаго Государя указъ вѣдали писанъ на Москвѣ лѣта 1703 года Марта въ 22 день прнпись дьяка Ивана Чепелева.
(Дѣло Сен. Архива 1800 г. № 320).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: