Христос считал превозношение основным разрушителем единства церкви. Из
обличительных наставлений мы можем извлечь четыре повеления, повиновение которым
сохранит наше единство.
1. 1. отвергните идею господства как несовместимую с христианским званием!
Христос напомнил ученикам то, что для них никогда не было секретом – мир зиждется на
господстве сильных. «Он же сказал им: цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются». Сильные представляют свое господство великим благом
для людей и призывают их платить за это благо повиновением и усердной работой.
Христос не оспаривает такой порядок в мире, ибо по-иному мир жить не умеет. Но Он категорически против господства среди Своих последователей: «а вы не так»! Этими словами Господь запретил всякое господство в церкви – господство служителей над членами церкви или господство членов церкви над служителями. «…А вы не так» означает, что в церкви действуют иные принципы взаимоотношений.
Даже самое поверхностное знакомство с жизнью господ мира сего показывает, что хотя власть и приносит определенное благо обществу, самих же носителей власти она зачастую портит. Все известно знаменитое изречение «всякая власть развращает, абсолютная власть
развращает абсолютно».
Это очень хорошо показал Кальвин в своих обличительных пассажах против королей которые «придумывают новые налоги и с их помощью «похищают большую часть имущества, без которого не может обойтись бедный народ». Правители посылают своих налоговых агентов, которые «словно охотничьи собаки на службе у тирана, разнюхивают следы денег, чтобы отобрать их», «они не успокаиваются, пока не высосут из человека его кровь и мозг костей», часто «самый могучий из монархов может по праву быть богатым сыном большого разбойника… чем могущественнее государи, тем тяжелее давят они народ». «Короли, - говорит Кальвин, - желают быть свободными от всякого закона», они «полагают… что весь мир создан для них».
Господство, которое развращает неверующих, с не меньшей силой развращает верующих.
Пример тому – история мрачного средневековья, когда развратившаяся церковь пытала, убивала, сжигала инакомыслящих.
Господство является сильнейшим наркотиком, лишившись которого человек испытывает психологическую ломку.
11 июля 2009 года добровольно ушел из жизни экс-чемпион мира по боксу Артуро Гатти.
Это случилось во время медового месяца спортсмена. Комментируя это печальное событие, спортивный обозреватель Михаил Игнатьев писал: «Депрессия – это очень частый диагноз спортсменов, ушедших с пьедесталов. Люди в таком положении часто теряют смысл жизни, что и приводит к различным спонтанным и необратимым действиям». Хотя правители и спортсмены относятся к различным социальным группам, все же их роднит желание быть первыми и признанными. И утрата влияния на людей, воспринимается некоторыми из них
весьма тяжело.
Что верно для мирских людей, бывает верным и для носителей церковной власти. Как тяжело переживают некоторые служители лишения властных функций! Они борются за свое место под солнцем, страдают горечью и даже непрощением на тех, кто сдвинул их с привычного места.
Господство несовместимо с духом Новозаветного служения.
Целью служения Христа являлось в первую очередь изменение нравственного состояния сердца. Новое сердце производило новое поведение человека. Господство же, временно изменяя поведение, оставляет сердце человека прежним.
Церковь всегда испытывала искушение прибегать к внешним мерам принуждения к святости, вместо того, чтобы уповать только на силу Духа Святого.
Во время женевской реформации пасторам вменялось в обязанность наблюдать за частной жизнью прихожан: не проводят ли они свое время праздно – в играх или застольях. Не висит ли у кого в доме зеркало и не прихорашивается ли кто возле него. Для удобства пасторского надзора окна запрещалось занавешивать шторами. Однако внешний контроль оказался недолговечным. Греховная натура превозмогла запреты и та же Женева вскоре отвергла церковное насилие. Разве вы можете представить себе служителя 21 века, заглядывающего в окна домов своих прихожан?
Апостол Павел писал во втором послании к коринфянам, что служение Нового завета в отличии от Ветхого оставляет неизгладимый отпечаток на образе жизни верующих: «… вы
показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца». Причина подобной эффективности – чудесное воздействие СвятогоДуха через проповедь на сердца людей. Дух Святой писал в них законы Бога. Дело Духа вкорне отличается от преходящего психологического влияния, которое Павел сравнивает с чернилами. Чернильные записи выгорают или расплываются. Работа же Святого Духанеизгладима, привлекательна, так что люди с интересом рассматривают ее и удивляются ей.
Вот что писал о чудесных результатах работы Святого Духа Афанасий Александрийский:
«…люди, которые прежде своего принятия верой Христа ужасались от мысли о смерти и боялись ее, но обратившись, одолели ее настолько вполне, что идут нетерпеливо встречать ее, и сами становятся свидетелями воскресения Спасителя. Даже дети спешат разрешиться, а не только мужчины и женщины и духовным упражнениями готовятся встретить ее. Так слаба стала смерть, что даже женщины, которые имели