Задания

1. Каковы способы повествования в произведениях: «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Дневник Печорина» М. Ю. Лермонтова?

2. Назовите внесценических персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

3. Распределите героев комедии Грибоедова «Горе от ума» на главных, второстепенных, эпизодических.

Лекция №3. ТРЕБОВАНИЕ №1 – СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ.

Работа над сочинением начинается с выбора темы, поэтому необходимо:

· Продумать формулировку темы

· Осмыслить содержание каждого понятия, входящего в заглавие

· Выяснить круг вопросов, которые следует осветить.

Типичные ошибки:

· Учащиеся пишут о произведении в целом

· Пишут о художественном образе вообще

Пример: скажем, пишет учащийся сочинение на тему: «Татьяна, русская душою»…(А. С. Пушкин) и добросовестно рассказывает обо всех чертах характера Татьяны Лариной – о событиях её жизни, не забывает даже упомянуть о своём отношении к пушкинской героине. Но ведь в задачу данного сочинения входит рассказать лишь об одной стороне личности Татьяны: об истоках её подлинно национального, русского характера; где его корни, откуда его глубина и цельность, в чём, наконец, его специфика, непохожесть на другие характеры героинь, схожих судьбою с Татьяной.

Задания:

1. Сравните две темы: «Образы Дикого и Кабанихи» и «Тёмное царство» в изображении А. Н. Островского»

· Какая тема шире?

· Чем они похожи?

· Какова задача каждой темы?

2. Сформулировать задачу темы «Н. В. Гоголь как сатирик».

3. Определите ключевое слово в теме «…люблю Татьяну милую мою».

4. Осмыслить содержание каждого понятия, входящего в тему: «Идеалы и иллюзии Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

5. Какой круг вопросов следует осветить, раскрывая тему: «Комедия «Горе от ума» и идеи декабризма». Вспомните и перечислите идеи декабризма.

Занятие №4. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения

Чтобы сочинение отличали содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы, необходимо:

· Выбрать наиболее важные ситуации, в которых натура героя проявляется наиболее полно

· Раскрыть сущность явлений, событий, эпизодов

Содержательность сочинения достигается, прежде всего:

· Глубоким анализом идейно-художественного своеобразия произведения

· Умением оперировать литературоведческими понятиями

· Использовать литературную критику

· Использовать исторические свидетельства и факты

· Понять и оценить место анализируемого произведения в литературном процессе

· Уметь связать образы героев с особенностями метода писателя с той конкретно-исторической средой, в которой действуют литературные герои.

Типичные ошибки:

· Учащиеся уделяют много внимания второстепенным моментам и деталям, упуская главное

Пример. В характеристике Кутузова по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» акцентируются черты полководца и почти ничего не говорится о Кутузове-человеке.

Задания:

1. Выберите наиболее важные ситуации, в которых натура Молчалина проявляется наиболее полно

2. Выберите наиболее важные ситуации, которые могут служить аргументами к теме: «…люблю Татьяну милую мою».

3. какое литературоведческое понятие необходимо раскрыть при написании темы: «Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Составьте словарную статью об этом литературоведческом понятии.

4. Какие критические статьи вы будете использовать при написании сочинения по теме: «Судьба молодых в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Запишите цитаты из статьи, которые могут быть использованы в сочинении.

5. Какие исторические факты вы будете использовать при раскрытии темы: «Образ Пугачёва в романе А. П. Пушкина «Капитанская дочка»?

6. Какое место занимает роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова в литературном процессе?

7. Вы готовитесь к теме «Н. В. Гоголь как сатирик». Перечислите основные сатирические приёмы, используемые Гоголем.

Третье требование к сочинению – доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.

Необходимо:

· Сформулировать основную мысль – тезис сочинения

· Подобрать необходимые доказательства тезиса

· Высказать свою точку зрения на проблему, своё заинтересованное отношение к тому, о чём пишете

· Каждое принципиальное утверждение и выдвигаемое положение должно быть подкреплено ссылкой на художественное произведение, критическую статью, исторический источник.

Типичные ошибки:

· Недосказанность

· Излишняя детализация

· Тезис без доказательства.

Пример. В сочинении «Проблема «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» нельзя ограничиваться голословным утверждением, что к 60-м годам 19 века дворянство утрачивает свою ведущую роль в общественной жизни России; необходимо привести примеры из произведения, подтверждающие эту мысль: образ жизни и взгляды Кирсановых, их отношение к народу, споры с Базаровым, поведение Павла Петровича во время дуэли.

Задания:

1. Сформулируйте основной тезис темы «Точность, яркость и образность языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

2. Найдите доказательства точности, яркости и образности языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

3. Продолжите фрагмент сочинения, подобрав доказательства к тезису: «Казалось, почему не влюбиться в Ленского? Он тоже исключительная натура: поэт, романтик»…

4. продолжите фрагмент сочинения, подобрав доказательства к тезису: «В своей среде Татьяна – «колоссальное исключение», ибо сохранила живую, высокую, мечтательную душу среди приземлённости и пустоты…»

5. Найдите в критике доказательство тезиса: «Совсем иначе ведёт себя Чацкий. Он легко раздражим, личная драма делает его особенно уязвимым»… Укажите источник цитирования.

6. Подберите аргументы (доказательства) к теме:

· «Даль свободного романа» А. С. Пушкина

· Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»

7. Подберите иллюстрации, примеры к пункту аргументов, доказательств:

1. Подхалимство – способ жизни Молчалина.

Занятие №5 Самостоятельность мышления

А) должно быть отражено собственное «я»

Б) уметь передать своё впечатление о творчестве писателя, о содержании книги, эпизода, ситуации, выразить собственный взгляд на поступки героя, его характер, судьбу

Типичные ошибки:

· Примитивный пересказ текста

· Механическое повторение мыслей и суждений, которые высказаны о произведениях в учебниках


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: