1. Каковы способы повествования в произведениях: «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Дневник Печорина» М. Ю. Лермонтова?
2. Назовите внесценических персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
3. Распределите героев комедии Грибоедова «Горе от ума» на главных, второстепенных, эпизодических.
Лекция №3. ТРЕБОВАНИЕ №1 – СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ.
Работа над сочинением начинается с выбора темы, поэтому необходимо:
· Продумать формулировку темы
· Осмыслить содержание каждого понятия, входящего в заглавие
· Выяснить круг вопросов, которые следует осветить.
Типичные ошибки:
· Учащиеся пишут о произведении в целом
· Пишут о художественном образе вообще
Пример: скажем, пишет учащийся сочинение на тему: «Татьяна, русская душою»…(А. С. Пушкин) и добросовестно рассказывает обо всех чертах характера Татьяны Лариной – о событиях её жизни, не забывает даже упомянуть о своём отношении к пушкинской героине. Но ведь в задачу данного сочинения входит рассказать лишь об одной стороне личности Татьяны: об истоках её подлинно национального, русского характера; где его корни, откуда его глубина и цельность, в чём, наконец, его специфика, непохожесть на другие характеры героинь, схожих судьбою с Татьяной.
|
|
Задания:
1. Сравните две темы: «Образы Дикого и Кабанихи» и «Тёмное царство» в изображении А. Н. Островского»
· Какая тема шире?
· Чем они похожи?
· Какова задача каждой темы?
2. Сформулировать задачу темы «Н. В. Гоголь как сатирик».
3. Определите ключевое слово в теме «…люблю Татьяну милую мою».
4. Осмыслить содержание каждого понятия, входящего в тему: «Идеалы и иллюзии Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
5. Какой круг вопросов следует осветить, раскрывая тему: «Комедия «Горе от ума» и идеи декабризма». Вспомните и перечислите идеи декабризма.
Занятие №4. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения
Чтобы сочинение отличали содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы, необходимо:
· Выбрать наиболее важные ситуации, в которых натура героя проявляется наиболее полно
· Раскрыть сущность явлений, событий, эпизодов
Содержательность сочинения достигается, прежде всего:
· Глубоким анализом идейно-художественного своеобразия произведения
· Умением оперировать литературоведческими понятиями
· Использовать литературную критику
· Использовать исторические свидетельства и факты
· Понять и оценить место анализируемого произведения в литературном процессе
· Уметь связать образы героев с особенностями метода писателя с той конкретно-исторической средой, в которой действуют литературные герои.
|
|
Типичные ошибки:
· Учащиеся уделяют много внимания второстепенным моментам и деталям, упуская главное
Пример. В характеристике Кутузова по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» акцентируются черты полководца и почти ничего не говорится о Кутузове-человеке.
Задания:
1. Выберите наиболее важные ситуации, в которых натура Молчалина проявляется наиболее полно
2. Выберите наиболее важные ситуации, которые могут служить аргументами к теме: «…люблю Татьяну милую мою».
3. какое литературоведческое понятие необходимо раскрыть при написании темы: «Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Составьте словарную статью об этом литературоведческом понятии.
4. Какие критические статьи вы будете использовать при написании сочинения по теме: «Судьба молодых в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Запишите цитаты из статьи, которые могут быть использованы в сочинении.
5. Какие исторические факты вы будете использовать при раскрытии темы: «Образ Пугачёва в романе А. П. Пушкина «Капитанская дочка»?
6. Какое место занимает роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова в литературном процессе?
7. Вы готовитесь к теме «Н. В. Гоголь как сатирик». Перечислите основные сатирические приёмы, используемые Гоголем.
Третье требование к сочинению – доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.
Необходимо:
· Сформулировать основную мысль – тезис сочинения
· Подобрать необходимые доказательства тезиса
· Высказать свою точку зрения на проблему, своё заинтересованное отношение к тому, о чём пишете
· Каждое принципиальное утверждение и выдвигаемое положение должно быть подкреплено ссылкой на художественное произведение, критическую статью, исторический источник.
Типичные ошибки:
· Недосказанность
· Излишняя детализация
· Тезис без доказательства.
Пример. В сочинении «Проблема «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» нельзя ограничиваться голословным утверждением, что к 60-м годам 19 века дворянство утрачивает свою ведущую роль в общественной жизни России; необходимо привести примеры из произведения, подтверждающие эту мысль: образ жизни и взгляды Кирсановых, их отношение к народу, споры с Базаровым, поведение Павла Петровича во время дуэли.
Задания:
1. Сформулируйте основной тезис темы «Точность, яркость и образность языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
2. Найдите доказательства точности, яркости и образности языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
3. Продолжите фрагмент сочинения, подобрав доказательства к тезису: «Казалось, почему не влюбиться в Ленского? Он тоже исключительная натура: поэт, романтик»…
4. продолжите фрагмент сочинения, подобрав доказательства к тезису: «В своей среде Татьяна – «колоссальное исключение», ибо сохранила живую, высокую, мечтательную душу среди приземлённости и пустоты…»
5. Найдите в критике доказательство тезиса: «Совсем иначе ведёт себя Чацкий. Он легко раздражим, личная драма делает его особенно уязвимым»… Укажите источник цитирования.
6. Подберите аргументы (доказательства) к теме:
· «Даль свободного романа» А. С. Пушкина
· Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»
7. Подберите иллюстрации, примеры к пункту аргументов, доказательств:
1. Подхалимство – способ жизни Молчалина.
Занятие №5 Самостоятельность мышления
А) должно быть отражено собственное «я»
Б) уметь передать своё впечатление о творчестве писателя, о содержании книги, эпизода, ситуации, выразить собственный взгляд на поступки героя, его характер, судьбу
Типичные ошибки:
· Примитивный пересказ текста
· Механическое повторение мыслей и суждений, которые высказаны о произведениях в учебниках