Вопрос 2. Аристотель

Основные черты античной философии:
1. Ярко выраженный космоцентризм;
2. Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающего мира;
3. Поиск первоначала, порождавшего все сущее;
4. Гилозоизм, т.е. учение о всеобщей одушевленности материи, приписывающее всем ее формам чувствительность, жизнедеятельность, способность ощущать и мыслить;
5. Интуитивность. Космос и все что он содержит – материальны и чувственноощущаемы; а идеи, лежащие в основе всего сущего – умопостигаемы; следовательно, познать их можно только путем интуиции, причем диалектической. Таким образом, все абстрактно-всеобщие категории античной философии даются только интуитивно, а не логически.
6. Спекулятивность. Здесь имеется в виду, умозрительность античной философии (интуитивное проникновение в суть вещей не доказывается опытом, не подкрепляется ощущением; оно результат разумного анализа).

Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы). В этой философии были заложены основы диалектики, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон). В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, чувства не являются источником знания (Демокрит, Платон, Аристотель). В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ). Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям. Античная философия стала самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира. Ант. Ф. началась с Фалеса (640 — 545 до н. э.), который считается родоначальником греческой философии. Фалес принадлежал к «семи мудрецам». Его мудрость впервые вышла за границы практических нужд.

По форме выражения афоризмы «семи мудрецов» были близки к пословицам. Помимо главы Милетской школы Фалеса, к ионийской школе ф. принадлежали Анаксимандр (610 — 546 до н. э.) и Анаксимен (588 — 525 до н. э.). Их называют «фисиологами». Ведь главное произведение всякого философа до Сократа называлось «О природе», учение о природе — это «фисиология». Ранние греческие философы искали первоначало всего сущего в отдельных природных стихиях. Начало у Фалеса - «вода», у Анаксимена — «воздух». А философ Анаксимандр указал в качестве первоначала на «апейрон» (некое неопределенное начало, отличное от воды, воздуха, огня). К Милетской школе примыкает философ Гераклит. Первоначалом мира является Огонь. Огонь у Гераклита по сути воплощается в вещи, и вещи — это различные состояния Огня. Одновременно с Гераклитом образовывается Пифагорейского союза (6 в. до н. э), основателем которого был Пифагор (580 — 500 до н. э.). Туда принимались только мужчины после определенных испытаний. Антиподом Гераклита был Парменид (540 — 470 до н. э.) — глава Элейской школы. Натурфилософия (природа) – совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с целью объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы.

Метафизика - философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще. В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии. Близко ему понятие «онтология». Термин «метафизика» ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э.), систематизатор (дотошный) произведений Аристотеля. Однако метафизика как способ философского мышления возникает задолго до Аристотеля, по сути совпадая с первыми шагами философии.

Платон – представитель объективного идеализма. По Платону, существует мир идей; это объективно существующий сверхчувственный мир, не доступный сознанию человека. Мир вещей – это всего лишь копия отражения мира идей. Идея реальна и первична по отношению к конкретной вещи.

Аристотель разработал концепцию соотношения материи и формы. У материи не существует внутреннего источника развития. Первопричиной развития материи является форма. Материя пассивна; форма активна. Аристотель впервые разработал принципы формальной логики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: