Вопрос 31. Абсолютная истина

Цель любой формы познания – истина. Постоянный и необходимый спутник истины – заблуждение. Заблуждение – это знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Свойства истины:

1) Объективность – конечная обусловленность реальной действительности, практики; независимость от отдельных людей.

2) субъективность – истину познают люди, выражающие её в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях).

3) Конкретность – предполагает точный учет условий, в которых находится объект познания (условия, время, приборы).

Объективный характер истины имеет две стороны: абсолютную и относительную.

Абсолютная истина понимается как идеал, предельное, полное, исчерпывающее знание о предмете и одновременно как тот элемент познания, который никогда не будет опровергнут.

Относительная истина – это ступень в постижении абсолютной истины, это процесс всё более полного и точного познания объективной истины.

Проблема истины и заблуждения всегда интересовала философов. Понимание истины как соответствие знания вещам восходит к мыслителям древности, к Аристотелю. Эта традиция в понимании истины была продолжена в философии нового времени (Бекон, Спиноза, Дидро, Ломоносов, Фейербах и др.). В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин). Немецкий классический идеализм вносит в трактовку истины диалектический подход. По Гегелю истина есть диалектический процесс развития знания, система понятий, суждений, теорий. В качестве критерия истины выдвигалась общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху (прагматизм); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов; Декарт критерием истины считал ясность и отчетливость знаний.

Решающим критерием истины считается общественно-историческая практика. Однако проверка истинности практикой носит исторический характер, т.е. критерий практики является и абсолютным и относительным. Абсолютен в том смысле, что только практика может доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, т.к. сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может в каждый момент сразу и полностью доказать те или иные выводы.

Под практикой понимается целенаправленная деятельность человека по преобразованию окружающего мира.

В процессе практической деятельности человек внедряется в сущностные внутренние связи и закономерности преобразуемого явления, поэтому практика одновременно может выступать как способ познания и как критерий истины.

Пока знание не подтверждено практикой, оно не является истиной.

Формы практики:

5) Материальное производство

6) Эксперимент, или научный эксперимент.

7) Общественно-политический опыт – совокупная деятельность человека в процессе его исторического развития.

8) Вся социальная деятельность людей

Функции практики:

5) способ познания

6) основа познания

7) цель познания

8) основной критерий истины

Релятивист, отрицая объективность знания, ссылается на то, что противопоставление истины и заблуждения относительно. Ведь нередко в науке бывает, что положение, считавшееся истиной, оказывается неверным и, наоборот, что считалось заблуждением, имеет истинную сторону. Но эти факты не опровергают существования объективной истины, а лишь свидетельствуют о том, что развитие научного знания идет по пути к ней и не всегда движется по прямой линии, а нередко отступая в сторону, а то и вспять. Путь познания очень труден, он включает и возможность ошибок, но общая линия поступательного развития познания одна: на основе практики – к полному и всестороннему отражению сущности явлений, к абсолютной истине.

Догматизмом (метод мышления, при котором определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни) называется характеристика философского учения или разновидность философских учений. Философское учение догматично, если оно принимает какие-либо основоположения в качестве абсолютно достоверных и соответствующих действительности без какой-либо предварительной проверки и возможности изменения. Несовместимыми с догматизмом учениями являются скептицизм (философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины), критицизм (идеалистической философии, отрицающей познаваемость объективного мира, считая основной ее целью критику познавательной способности человека; критическая философия) и диалектика (наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: