Проблема человека в философии эллинизма

Эллинистический этап связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром Македонским. Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса, который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества. Греко-римская философия ставит главную задачу – научить человека правильному образу жизни, который позволит не затеряться в этом мире и найти смысл существования.

Теперь условие добродетельной и счастливой жизни читается освобождение человека от власти внешнего мира, от власти политической сферы. Для философов эпохи эллинизма философия – учение о мудрости, но мудрость они представляют как нравственный образ жизни. 3 школы в период эллин: эпикурейцы, киники, стоики.

С точки зрения Эпикура философия должна изгонять болезни души, т.е. врачевать. Эпикур считал, что философия должна быть направлена на обоснование идеи достижения человеком счастливой жизни. Для достижения своей цели философия формирует и включает в себя три вида знания: физику, канонику (учение о познании), этику (учение о достижении человеком счастья). Он считал, что два страха мешают человеку быть счастливым: страх перед Богами и перед смертью. Но он считал эти страхи необоснованными. 1. Он признавал существование Богов, но они существуют в междверном пространстве и они не интересуются жизнью природы и делами человека. 2. Смерти бояться не нужно, т.к. человек и смерть никогда не встречаются. Когда человек живет, смерти нет, а когда смерть – человека нет.

Эпикур считал, что философия должна убедить человека, что нет такой силы в мире, которая могла бы помешать мудрому человеку жить в соответствии с идеалами. Человек счастлив, когда удовлетворяет своим потребностям. Высшая форма блаженства по Эпикуру – состояние полного душевного покоя, невозмутимости и отрешение от всех проблем этого мира (атараксия).

Наиболее известным из последователей Эпикура был Тит Лукреций Кар. Он считал, что основная цель философии – избавление человека от страха загробного наказания.

Скептицизм возник в 6-3 вв. до н.э. Вершины достиг в учении Пиррона, Энесидема, Секста Эмпирика. Специфика мировоззрения скептиков состоит в том, что они указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недосказанность. В основе суждений скептицизма: 1. какими есть вещи? – Каждая вещь является не более такой, чем какой-либо иной, поэтому она не может быть названа ни прекрасной, ни безобразной; противоположные суждения о вещи справедливы в одинаковой степени; 2. как человек должен относиться к предметам мира? – Зная, что противоположные суждения о предметах мира в равной степени достоверны, мудрый человек будет воздерживаться от любых суждений по поводу своего отношения к этим предметам; 3. какую выгоду получает человек от своего отношения к предметам мира? – Воздерживаясь от суждений об истинной сущности вещей и от окончательного принятия решений по поводу своего отношения к этим вещам, мудрый человек относится к ним равнодушно и невозмутимо, т.е. с позиции апатии и автаркии (самообладания), - только так достигается высшее блаженство. В этом – единственно возможная выгода от отношения человека к предметам и явлениям мира.

Стоицизм -учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражители. Основателем был Зенон, последователи – Клеанф, Хрисипп, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоики считали, что весь мир – это единое тело, насквозь пронизанное активным началом, которым является Бог. В мире властвует фатум – неумолимый знак судьбы. Судьба является предначертанной. Поэтому человеку не следует сопротивляться фатуму. Отсюда следует, что человек должен сознательно, разумно познавать свое место в мироустройстве; он должен постичь, какое поведение отвечает его собственной природе и естественному взаимоотношению с другими существами.

Киники. Основопол. – Антисорн, Диоген. Киники считали, что человек как природное существо должен жить согласно природе. Культура, созданная человеком – искусственное образование, поэтому богатство, роскошь, украшения, изысканная речь – все искусственно. Киники были ближе к природе: ходили, еле прикрывшись, спали на циновках, удовольствий по минимуму. Называли себя гражданами мира и обязывались жить в любом обществе не по его закону, а по своим собственным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: