double arrow

Античная (Греко-римская) философия


Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в древней Греции и Древнем Риме с VІ в. до н.э. по VІ в. н.э. Основное содержание античной философии составляет философия древних греков. Для греков природа выступает единственным абсолютом, она не сотворена богами, а сами боги составляют ее неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии. Человеческий разум у греков освободился от власти богов. Важное открытие человеческого разума nomos – закон – разумное установление, принятое всеми жителями города, обязательное для всех.

Полисный характер греческой жизни с ключевой ролью народного собрания и ораторских состязаний характеризует доверие к разуму, теории, исследовательский интерес философии к проблемам физики, которая в дальнейшем развитии философии тесно связана с метафизикой.

Греческая философия приходит на смену до философским представлениям о мире, первоначально уже содержащимся в поэмах Гомера и Гесиода, когда уже происходит отказ от персонифицированного взгляда на мир. Начинается поиск безличного основания всех вещей, первоосновы, которая чаще всего отождествляется с одной из природных стихий. Философия обращается к основам мироздания – «архе» (начала).




Первый период греческой философии (VІ в. до н.э.) получил название натурфилософского, где основное место занимает изучение проблем философии природы. Принято говорить о ранних натурфилософах и поздних. К ранним относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Ксенофан, Парменид. Ранние натурфилософы – монисты. Они обращаются к поиску одного начала, которое является причиной происхождения и существования мира. К поздним натурфилософам относятся Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Поздних натурфилософов характеризуют как плюралистов, так как оно видят основу множество начал и обосновывают тот или иной принцип космообразования.

Спецификой данного периода является устремление на понимание сущности природы, мира, космоса. Основной вопрос – о первоначале мира. К раннему периоду относятся две философские школы – ионийская и италийская философия. Ионийская философия объединяет философов, которые жили и учили в городах на побережье Ионийского моря – Милете и Эфесе. В Милете – милетская школа, основателем которой является Фалес, а его последователями Анаксимандр и Анаксимен. Первоосновой всего Фалес считал воду. Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Анаксимандр говорит о миропорядке как саморегулирующемся социопорядке. Учение об «апейроне» - первоначале, неопределенном, вечном и бесконечном, постоянно находящемся в движении. Анаксимен видит первоначало всех вещей и процессов в конкретной стихии – воздухе.



В Эфесе жил и учил философ Гераклит. Крупнейший диалектик. Гераклит уделяет внимание смысложизненным вопросам. Он говорит, что мир никогда и никем не был создан, мир существовал вечно. Субстанцией у него является огонь. Сущность мира, по мнению Гераклита, активна, природа бытия подвижна.

Философия Пифагора развивалась как эзотерическое знание. Пифагор создал учение о числе как о субстанции всех вещей. Число имеет вещественный и субстанциональный характер, оно обозримо, пространственно, телесно и сохраняет все свойства умопостигаемых принципов.

К поздним натурфилософам относится Демокрит. Прославился своим учением об атомах. Существуют лишь атомы и пустота. Атомы – единые и неделимые частицы.

Следующий период – период классической философии (V – ІV в. до н.э.) начинается философией софистов и Сократа. Считается, что именно с Сократа начинается обращение к человеку, то есть антропологическая ступень философии. Сократ стремится найти объективную истину и справедливость. Путь его поиска – правильные рассуждения, т.н. диалектика.



Платон – ученик Сократа. Платон обосновывает учение о космическом разуме. Он выдвигает на первый план демиургическую сотворенность мира. Порядок и меру вносит в мир разум – демиург, пропорционально соотнося стихии, придавая космосу совершенные сочетания. «Эйдос», «идея» - это образец каждой вещи.

Аристотель – прежде всего систематизатор всего античного знания. Он выделяет первую философию; вторую философию – более конкретные науки. Провел разграничение наук на теоретические (метафизика) – изучают первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; практические – этика, экономика, политика; творческие – поэтика, риторика. Бытие им понималось как устойчивое, неизменное, неподвижное. Бытие – сущность. Сущности высшие и низшие. Низшие состоят из материи и формы. Высшая – лишенная материи форма.

Третий период – эллинистическо-римская философия (ІІІ в. до н.э. – VІ в. н.э.) развивающаяся в Древней Греции и Древнем Риме. Основными философскими течениями этого периода являются эпикурейство, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм. Разработка фундаментальных физических и онтологических идей отходит на второй план. Особое внимание уделяется проблемам этики, обоснования человеческой жизни. Эпоха эллинизма – эпоха крушения полисной социальности. Наблюдается поиск путей духовного обновления. Не создается ни единой принципиально новой физической системы. Проблема, волновавшая эпикуреизм – личное счастье, тогда можно достигнуть атараксии (невозмутимости духа) – естественного состояния человека. Счастье – это удовольствие, способность довольствоваться тем, что имеешь.

Скептицизм – воздержание от суждений. Необходимо отказаться от убеждений в том, что человеку доступна истина. Никакое суждение не может быть истинным.

Стоики предлагают иную позицию. Это философия долга, философия судьбы. Стоики развивали онтологические идеи космического логоса.

Неоплатонизм свидетельствует о переходе к новой мировоззренческой эпохе. Главный принцип неоплатонической философии – принцип эманации, перехода от единого ко многому. Человеческая душа частица космической души, и человек постигает единое в экстатическом обращении к божественному.

Итог эллинистической философии – крушение культуры и философии, основанных на рационализме и рациональных правовых и онтологических системах, на личностных интуициях, обосновывающих единство и гармонию.







Сейчас читают про: