Особенности древнеиндийской философии. Буддизм: четыре благородные истины

Во второй половине второго тысячелетия до нашей эры и Индии стало складываться классовое общество. И прежде свободные граждане стали делиться на 4 группы – варны: брахманы (жрецы), кшатрии (войны), вайшии (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (все остальные). Брахманы происходят из уст бога Брахмы, кшатрии – из рук, вайшии – из бёдер, шудры – из ног. Под кармой тогда понимался закон воздаяния. То в какой варне ты сейчас находишься зависит от твой прошлой жизни, то есть каждому воздаётся по его поступкам и переход из одной варны в другую при жизни происходить не мог. Сансара – учение о переселении душ и есть у него механизм – бхавачкара. Всё находится в вечном круговороте, всё живое имеет и тело и душу, тело смертно, а душа вечна и постоянно меняет свои телесные оболочки.

Важнейшим и древнейшим памятником древней Индии являются веды. «Веда» означает знание.

Первые – собственно веды или самхиты (в свою очередь они состоят из 4 книг: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа). Наиболее известной из них является Ригведа, содержащая более 1000 гимнов посвящённым разным богам. Религиями были тогда брахмаизм и индуизм.

Вторая крупная часть вед – брахманы. Писались самими брахманами и предназначались соответственно брахманам. Представляют собой пояснения к самхитам.

Третья и четвёртая – араньяки и упанишады. Поднимались вопросы строения мироздания, сотворения мира, но вопросов на них не было. В упанишадах показывается некая модель построения мира.

Буддизм. Возникновение буддизма относится к V-VI векам до н. э. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама. Уйдя в 29 лет из дома, фактически бродяжничать, он, после многих лет бесполезной аскезы постигает пробуждение (бодхи), т.е. постигает правильный жизненный путь, отвергающий крайности.

В основе буддийского учения лежат четыре благородные истинны. Само существование человека непрерывно связано со страданием. Первая истина: рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого – все ведет к страданию. Второе, причиной страдания является жажда (тршна), ведущая через радости и страсти к перерождению. Третье, устранение причин страдания заключается в устранении жажды. Четвертое, путь к устранению страданий – благой восьмеричный путь, состоящий из правильных: суждений(есть правильное понимание жизни как, доли скорби и страданий), решений(проявлять сочувствие ко всем живым существам), жизни(заключается в соблюдении предписаний нравственности, буддийских пяти заповедей (панчшила):не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещённых половых контактов; не вести праздных и лживых речей; не использовать опьяняющих напитков), стремлений, внимания, сосредоточения(характеризуется четырьмя степенями погружения (джхана) и относится к медитации и медитационной практике).

Путь к освобождению от круговорота жизни (самсары) открыт только монахам. Монах же, прошедший все ступени восьмеричного пути, становится архатом, святым, стоящим в одном шаге от достижения конечной цели – нирваны (буквально угасание). Человек, достигший нирваны, выходит из круга перерождений.

В последствии, учение буддизма подразделилось на несколько течений: хинаяна (малая повозка), согласно этому течению путь к нирване открыт только монахам; махаяны (большая повозка) арахат уже не является высшей целью, а главным становиться культ бодхисатв – индивидов способных достичь нирваны.

В настоящее время буддизм сохранился в активной форме на Цейлоне и в восточных районах Индии (течение хинаяны) и в Китае, Японии, Тибете, Монголии и Гималаях (течение махаяны).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: