double arrow

Средневековая философия. Периодизация. Основные проблемы.


Средневековье – это почти тысячелетний период времени в истории Европы. Берёт своё начало он с распада в пятом веке нашей эры Римской империи, захватывает феодализм и заканчивается в начале пятнадцатого, когда наступает эпоха Возрождения. В 5 в. христианство уже государственная религия в Греции и Риме, но ещё было сильно влияние философии неоплатонизма, враждебного христианству (за счет антидогматизма в т.ч.). Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.

Примерные временные рамки средневековой философии составляют с 2-6 века по 14 век. Средневековая мысль отличается от античной своей нравственно мировоззренческой парадигмой. У человека появляется идеал - Бог, который подобен ему, но выше его и вынесен во вне. В христианстве человек не гражданин космоса, но царский сын , терпящий позор, вспомнить о своем царственном достоинстве значит воссочувствовать свою униженность. Он стремится к своим божественным возможностям, но поддается земным соблазнам и падает вниз.

Основной задачей средневековой философии было богоискательство и подтверждение существования бога. Атомизм древнегреческих философов был отринут, так же как и единосущность бога по Аристотелю, а вот платонизм был взят за основу в аспекте триединства божественной сущности.




Главные принципы средневековой христианской философии:

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало.

Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

Выделяют три этапа средневековой философии.Разделение этих этапов по времени и личностям самих философов возможно только очень условно, так как разные источники предоставляют на этот счёт несогласованную информацию.

1 этап: Апологетика (2-3 в.) - "защита". Главная цель: защита зарождающегося христианства от других религиозных течений (установление триединства Бога, доказательство существования Бога, приспособление раннехристианских ритуалов и символов к зарождающейся христианской церкви).

Представитель - Ориген.

Центральная проблема - бог и его троичность. Бог - разум, бытие и благо. Бог не познаваем. Сын Бога имеет туже природу, что и отец. В отличие от других творений, которые одномоменты, Бог - отец, творит сына, постоянно. Христос имеет 2 природы: Бог и человек, его душа - посредник между душами людей и Бога. Бог - отец включает в себя весь мир, сын постигает только разумных созданий. Святой дух - только святых.



Концепция творения. Сначала были созданы свободные, разумные и равные между собой существа, одни из них остаются с богом, другие покидают его - ангелы, демоны, люди. Душа предшествует творению тела, она створяется из ничего. Тело следствие греха. И телесное в человеке служит для искупления греха. Мир по Оригену - череда сменяющих друг друга миров. Конец истории этих миров - возвращение к началу, к Богу, путь у каждого свой.

2 этап: Патристика (3-9 в.) - от слова "отец". Творчество "отцов церкви" Представитель - Августин Блаженный. Формируются основные положения религии и философии христианства (решение задачи установления господства христианской церкви).

3 этап: Схоластика (9-15 в.) - от слова "школа". Время, когда философские методы используются для решения религиозных проблем (период переосмысления узаконенных в предыдущий период христианских догматов).

1. Ранняя схоластика (9-12 в.) Представитель - Пьер Абеляр.

2. Средняя схоластика (высокая, 13-14 в.) Творчество Фомы Аквинского.

3. Поздняя схоластика (14-15 в.) Представитель – Уильям Оккам.

Что существует реально? Общее или единичное? Существует ли общее самостоятельно или это лишь плод человеческих мыслей, обладает ли общее самостоятельным бытием или существует лишь в единичном? В зависимости от ответа на эти вопросы, философия в эпоху схоластики делится на:



Ø реализм (общее существует реально, не зависимо от человеческого сознания).Представитель - Фома Аквинский.

Ø крайний реализм (общее существует вне единичного).

Ø умеренный реализм (общее существует, но только в отдельных предметах).

Ø номинализм (отрицание самостоятельного существования универсалий, общие понятия связаны с разумной деятельностью человека).Представитель - Оккам.

Ø крайний номинализм (общие понятия - просто колебания человеческого голоса).

Ø концептуализм - попытка примирения реализма и номинализма.Представитель - Пьер Абеляр

.







Сейчас читают про: