Скептицизм оказал влияние на европейскую философию да и на культуру в целом

Человек науки говорит: "Я думаю, что дело обстоит так-то и так-то, но я в этом не уверен. Я не знаю каково оно, но надеюсь узнать”. Философ-скептик говорит: "Никто не знает и никто никогда не узнает”.

29.Философия киников.

Киники — одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода. В начале IVв. до н.э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из них стал кинизм. Считающийся её основателем Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным.

Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен (444/435 до н. э. — 370/360 до н. э.), Диоген Синопский (ок.412 до н. э.— 10 июня 323 до н. э.), Кратет.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

- возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

- добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

- отсутствие постоянного места жительства, скитания;

- паразитический образ жизни, попрошайничество;
- предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, ста­рой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

- восхваление физической и духовной бедности;

- крайний аскетизм;

- замкнутость;

- критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

- непризнание авторитетов;

- воинственность и агрессивность в отстаивании своих взгля­дов и образа жизни;

- неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

- отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

- концентрация внимания на пороках общества, худших чело­веческих чертах;

- радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и об­разом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действительности название — от слова "Киносарг" — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным по­ведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

- жил в бочке;

- заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!";

- выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);

- вывел понятие "гражданин мира" (космополит);

- отвергал брак;

- жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;

- не признавал никаких законов, кроме закона природы;

- гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;

- идеализировал жизнь первобытных людей и животных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: