Связь чувственности и рассудка
«Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо свои понятия делать чувственными (т.е. присоединять к ним в созерцании предмет), а свои созерцания постигать рассудком (т.е. подводить их под понятия). Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание».
Рассудок
Посредством рассудка предметы мыслятся. Мы уже не просто можем их видеть, но и мыслить. На уровне рассудка данные чувственности соединяются с чистыми априорными формами рассудка – категориями (Кант выделял их 12)
Например, категория причинности (см.таб.2 к вопр.47). Мы считаем, что каждая вещь имеет причину. Сама вещь (например, дерево) является нам с помощью органов чувств, но убежденность в существовании причинно-следственной связи есть априорная установка. На этом уровне у нас формируются естественнонаучные знания.
«Чистые» понятия рассудка – категории.
Трансцендентальную[1] аналитику Кант делит на аналитику понятий и аналитику основоположений. Под аналитикой понятий он понимает «расчленение самой способности рассудка с целью изучить возможность априорных понятий, отыскивая их исключительно в рассудке как месте их происхождения и анализируя чистое применение рассудка вообще». Следовательно, в трансцендентальной аналитике понятий исследуются не всякие, а только чистые понятия рассудка.