double arrow

Взаимодействие форм чувственности и рассудка создает предмет всякого возможного опыта и определяет необходимый и всеобщий характер его познания.

Познание предмета выражается в суждении.

В неразрывной связи с понятиями Кант рассматривает суждения, т.к. обнаружение и изучение «чистых» понятий рассудка (категорий) осуществляется в актах суждения.

Кант делит суждения на четыре группы, каждая из которых включает в себя три вида суждений: количества (общие, частные, единичные); качества (утвердительные, отрицательные, бесконечные); отношения (категорические, гипотетические, разделительные); модальности (проблематические, ассерторические, аподиктические). Соответственно этому Кант выделяет четыре группы категорий, которые представляет в виде следующей схемы:

Таблица категорий:

  1. Количества: Единство Множество Целокупность  
  2. Качества: Реальность Отрицание Ограничение 3. Отношения: Присущность и самостоятельное существование (субстанция и акциденция) Причинность и зависимость (причина и действие) Общение (взаимодействие)
  4. Модальность: Возможность – невозможность Существование – несуществование Необходимость – случайность  
         

Это и есть полная таблица основных категорий рассудка. Кант допускает и возможность своеобразного разветвления категориальной сетки – возникновения производных понятий рассудка.

Кант считает, что именно объединяющие, синтезирующие функции рассудка в суждениях и могут быть объединены в четыре группы, указанные в таблице категорий. Кант обращает внимание на триадическую структуру каждой группы категорий, подчеркивая, что благодаря этому категории упорядочены и связаны между собой. Они связаны в группы таким образом, что первая является тезисом, вторая – антитезисом, а третья – их синтезом: «третья категория возникает всегда из соединения второй и первой категории… Это соединение первой и второй категории, образующее третье понятие, требует особого акта рассудка, не тождественного с актом рассудка в первой и второй категориях».

Кант делит категории на два раздела: на категории, которые касаются самих «предметов созерцания» - математические, и категории, касающиеся существования этих предметов в их отношении друг к другу и к рассудку. Он истолковывал категории как «чистые», априорные, предваряющие каждый отдельный опыт всеобщие и необходимые понятия человеческого рассудка как такового. В его истолковании они сопоставлены если не с деятельностью человека в ее полноте, то по крайней мере с деятельным, спонтанным процессом познания, с механизмами сознания и самосознания человека, с его опытом.

Понятия вообще-то можно дедуцировать из опыта – это будет дедукция эмпирических понятий, которыми мы располагаем в нашем опыте. Совершенно иначе должна строиться дедукция категорий. Если мы покажем, что в каком-либо опыте встречаются, организуя его, категории, то это не значит, что мы докажем их всеобщность и необходимость. В результате применения категорий рассудка к созерцанию происходит конституирование доступных познанию объектов действительности. Именно благодаря трансцендентальному единству восприятия применение категорий рассудка к чувственным созерцаниям приводит к составлению для человеческого сознания познаваемого им предметного мира. Трансцендентальная дедукция в результате сводится к тому, чтобы доказать, что категории рассудка предшествуют любому отдельному опыту, что они делают возможным всякое познание, что они – «чистое» понятие рассудка.

Учение Канта, представляет тот же недостаток, что и Аристотелево. Кант не выводит категории из деятельности рассудка, а берёт их из готовых суждений; за их случайный характер и недостаток выведения Канта критиковал Фихте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: