| ПРАВОСЛАВИЕ | КАТОЛИЧЕСТВО | ПРОТЕСТАНТИЗМ | |
| І Организация церкви | |||
| Отношение к другим христианским конфессиям | Считает себя единственной истинной Церковью | Считает себя единственной истинной Церковью. После ІІ Ватиканского собора принято говорить о Православных Церквах как о Церквах-Сёстрах, а о протестантах как о церковных объединениях. | Разнообразие взглядов вплоть до отказа обязательной принадлежности к какой-либо конкретной конфессии. |
| Внутренняя организация Церкви | Сохраняется разделение на поместные Церкви | Организационное единство, скреплённое авторитетом папы Римского, при значительной автономии монашеских орденов | В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация. Баптизм по федеративному признаку: община автономна и суверенна |
| Отношение со светскими властями | В разные эпохи и в различных странах Православные Церкви то находились в союзе с властями, то подчинялись им в гражданских вопросах. | Вплоть до Нового Времени по своему влиянию церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях. | Разнообразные модели отношений с государством: в одних странах Европы – государственная религия, в других – Церковь отделена от государства. |
| Монашество | Существует. Монастыри бывают общежитейные и особножитейные. | Существует монашество, которое с ХІ-ХІІ вв. стало оформляться в ордена | Отвергает монашество |
| Отношение к браку духовенства | Белое духовенство (т.е. все кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз. | Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников Церквей восточного обряда | Брак возможен для всех верующих |
| Высший авторитет в делах веры | Высшие авторитеты – Священное Писание и Священное Придание | Высшим авторитетом является папа Римский и его позиция по вопросам веры. Признаётся так же авторитет Священного Писания и Священного Придания. | Высшим авторитетом является Библия. |
| ІІ Догматы | |||
| Догмат об исхождении Духа Святого | Считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына | Считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве) | Принимают общехристианский Символ веры, не затрагивающий этого вопроса |
| Учение о Деве Марии | Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в Вознесение Богоматери после успения, хотя догмата об этом нет | Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. | Мария воспринимается как образец совершенной женщины. Католические догматы о Ней отвергаются. |
| Отношение к чистилищу и учению о «мытарствах» | Существует учение о «мытарствах» - испытаниях души умершего после смерти. | Существует вера в суд над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище, где умершие освобождаются от грехов | Отвергается учение о чистилище и «мытарствах» |
| ІІІ Библия | |||
| Соотношение авторитетов Священного Писания и Священного Предания | Священное писание рассматривается как часть Священного Предания. | Священное Писание уравнено со Священным Преданием. | Священное Писание выше Священного Предания. |
| IV Церковная политика | |||
| Таинства | Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. | Так же как в православии | В большинстве направлений признаются два таинства – причащение и крещение. |
| Принятие новых членов в лоно Церкви | Совершается крещение детей (желательно в три погружения) Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения. | Совершается крещение детей (через окропление и обливание) Миропомазание и первое причащение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет), при этом ребёнок обязан знать основы веры. | Как правило, через крещение в сознательном возрасте с обязательным знанием основ веры. |
| Особенности причащения | Евхаристия совершается на квасном хлебе; причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его Кровью (хлебом и вином) | Евхаристия совершается на хлебе, приготовленном без дрожжей; причащение для духовенства – Телом и Кровью Христовым (хлебом и вином), для мирян – только Телом Христовым (хлебом). | В разных направлениях употребляются различные виды хлеба для причащения. |
| Богослужение | Главным богослужением является литургия по восточному обряду | Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам. | Разнообразны формы богослужения |
| Отношение к исповеди | Исповедь в присутствии священника считается обязательной, принято исповедоваться перед каждым причащением | Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. | Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет права исповедовать и отпускать грехи. |
| V Благочестие | |||
| Почитание кон и креста | Развито почитание креста и икон. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения | Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе. | Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста. |
| Отношение к культу Девы Марии | Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице. | Приняты молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божией, Заступнице. | Культ Девы Марии отсутствует. |
| Причитание святых. Молитвы об умерших. | Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. | Так же как в православии. | Святые на почитаются. Молитвы об умерших не приняты. |






