| ПРАВОСЛАВИЕ
| КАТОЛИЧЕСТВО
| ПРОТЕСТАНТИЗМ
|
І Организация церкви
|
Отношение к другим христианским конфессиям
| Считает себя единственной истинной Церковью
| Считает себя единственной истинной Церковью. После ІІ Ватиканского собора принято говорить о Православных Церквах как о Церквах-Сёстрах, а о протестантах как о церковных объединениях.
| Разнообразие взглядов вплоть до отказа обязательной принадлежности к какой-либо конкретной конфессии.
|
Внутренняя организация Церкви
| Сохраняется разделение на поместные Церкви
| Организационное единство, скреплённое авторитетом папы Римского, при значительной автономии монашеских орденов
| В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация. Баптизм по федеративному признаку: община автономна и суверенна
|
Отношение со светскими властями
| В разные эпохи и в различных странах Православные Церкви то находились в союзе с властями, то подчинялись им в гражданских вопросах.
| Вплоть до Нового Времени по своему влиянию церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях.
| Разнообразные модели отношений с государством: в одних странах Европы – государственная религия, в других – Церковь отделена от государства.
|
Монашество
| Существует. Монастыри бывают общежитейные и особножитейные.
| Существует монашество, которое с ХІ-ХІІ вв. стало оформляться в ордена
| Отвергает монашество
|
Отношение к браку духовенства
| Белое духовенство (т.е. все кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз.
| Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников Церквей восточного обряда
| Брак возможен для всех верующих
|
Высший авторитет в делах веры
| Высшие авторитеты – Священное Писание и Священное Придание
| Высшим авторитетом является папа Римский и его позиция по вопросам веры. Признаётся так же авторитет Священного Писания и Священного Придания.
| Высшим авторитетом является Библия.
|
ІІ Догматы
|
Догмат об исхождении Духа Святого
| Считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына
| Считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве)
| Принимают общехристианский Символ веры, не затрагивающий этого вопроса
|
Учение о Деве Марии
| Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в Вознесение Богоматери после успения, хотя догмата об этом нет
| Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха.
| Мария воспринимается как образец совершенной женщины. Католические догматы о Ней отвергаются.
|
Отношение к чистилищу и учению о «мытарствах»
| Существует учение о «мытарствах» - испытаниях души умершего после смерти.
| Существует вера в суд над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище, где умершие освобождаются от грехов
| Отвергается учение о чистилище и «мытарствах»
|
ІІІ Библия
|
Соотношение авторитетов Священного Писания и Священного Предания
| Священное писание рассматривается как часть Священного Предания.
| Священное Писание уравнено со Священным Преданием.
| Священное Писание выше Священного Предания.
|
IV Церковная политика
|
Таинства
| Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.
| Так же как в православии
| В большинстве направлений признаются два таинства – причащение и крещение.
|
Принятие новых членов в лоно Церкви
| Совершается крещение детей (желательно в три погружения) Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения.
| Совершается крещение детей (через окропление и обливание) Миропомазание и первое причащение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет), при этом ребёнок обязан знать основы веры.
| Как правило, через крещение в сознательном возрасте с обязательным знанием основ веры.
|
Особенности причащения
| Евхаристия совершается на квасном хлебе; причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его Кровью (хлебом и вином)
| Евхаристия совершается на хлебе, приготовленном без дрожжей; причащение для духовенства – Телом и Кровью Христовым (хлебом и вином), для мирян – только Телом Христовым (хлебом).
| В разных направлениях употребляются различные виды хлеба для причащения.
|
Богослужение
| Главным богослужением является литургия по восточному обряду
| Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам.
| Разнообразны формы богослужения
|
Отношение к исповеди
| Исповедь в присутствии священника считается обязательной, принято исповедоваться перед каждым причащением
| Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год.
| Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет права исповедовать и отпускать грехи.
|
V Благочестие
|
Почитание кон и креста
| Развито почитание креста и икон. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения
| Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе.
| Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста.
|
Отношение к культу Девы Марии
| Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице.
| Приняты молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божией, Заступнице.
| Культ Девы Марии отсутствует.
|
Причитание святых. Молитвы об умерших.
| Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших.
| Так же как в православии.
| Святые на почитаются. Молитвы об умерших не приняты.
|