Активы | Сумма, тыс.руб. | Измене-ния, тыс.руб. | Пассивы | Сумма, тыс.руб. | Измене-ния, тыс.руб. |
I. Внеоборотные активы, в том числе: | III. Собственный капитал, в том числе: | ||||
Оборудование | Уставный капитал | ||||
Итого по разделу I | Нераспределённая прибыль | ||||
Итого по III разделу | |||||
IV. Долгосрочные обязательства, в том числе | |||||
Долгосрочный кредит | |||||
II. Оборотные активы, в том числе: | Итого по IV разделу | ||||
Запасы | V. Краткосрочные обязательства, в том числе: | ||||
Дебиторская задолженность | Краткосрочный кредит | ||||
Денежные средства | Кредиторская задолженность | ||||
Итого по II разделу | Итого по V разделу | ||||
Всего активы | Всего пассивы |
В качестве компенсирующей переменной мы использовали сочетание краткосрочной и долгосрочной задолженности. Но это решение – не всегда лучшее в подобной ситуации. Существует множество других сценариев, которые мы должны изучить. Большую пользу в данном случае могут принести финансовые коэффициенты. В таблице 3.9 определены коэффициенты текущей ликвидности и финансовой зависимости.
|
|
Таблица 3.9
Некоторые финансовые коэффициенты ОАО «Паллада»
за 2008-2009 годы
Показатель | Прошлый год (2008 г) | Прогноз (2009 г) |
1. Коэффициент текущей ликвидности | ||
2. Коэффициент финансовой зависимости |
Как следует из полученных результатов, 25%-й рост снизит уровень ликвидности и платежеспособности. Вместе с тем значения показателей приемлемы с точки зрения теории. Практические выводы об изменениях коэффициентов можно получить только при сопоставлении их значений со среднеотраслевыми или данными аналогичных предприятий (конкурентов).
Предположение, что активы – это фиксированный процент продаж, удобное, но во многих случаях неподходящее. В частности, в предыдущем примере неявно было сделано допущение, что оборудование предприятия загружено на 100% мощности. Поэтому наращивание объемов реализации привело к увеличению внеоборотных активов. Но на практике часто бывает избыток производственных мощностей, и производство может быть увеличено, например, за счет дозагрузки имеющегося оборудования.
Если предположить, что загрузка оборудования ОАО «Паллада» составляет только 70%, то потребность в дополнительном внешнем финансировании будет совсем иной. Неполная загрузка оборудования на Х% означает, что текущий уровень продаж составляет Х% максимально возможных. Для нашего примера:
|
|
Объем продаж = 1000 тыс. руб. = 0,70 х Полная загрузка
Полная загрузка = 1000/0,70 = 1429 тыс. руб.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что объем продаж можно увеличить почти на 43% (с 1000 тыс. руб. до 1429 тыс. руб.) без введения в строй новых активов.
Согласно предыдущему варианту необходимо увеличить основные средства на 450 тыс. руб. Новая ситуация не требует никаких инвестиций в основные средства, потому что объем продаж увеличен до 1250 тыс. руб., что существенно меньше 1429 тыс. руб. при полной загрузке всех производственных мощностей.
В результате первоначальный прогноз о необходимости дополнительного финансирования (525 тыс. руб.) оказался завышенным. При существующей 70%-й загрузке мощностей предприятию необходимо 525 – 450 = 75 тыс. руб. дополнительных фондов. Таким образом, неиспользуемые возможности существенно изменяют прогнозы.
Рассмотрим альтернативный вариант использования мощностей на примере 3.3.
Пример 3.3. Предположим, что ОАО «Паллада» из примера 3.2 использует 90% своих мощностей. Ответим на следующие вопросы:
1. Чему равен объем продаж при полной загрузке?
2. Чему равен коэффициент фондоемкости?
3. Какова потребность в дополнительном финансировании?