Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)

Бюджет (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени.

Бюджет доходов и расходов – это документ, представляющий в систематизированной форме показатели доходов, расходов и финансовых результатов деятельности компании за определенный период.

Бюджет организации — календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании.

Бюджет продаж – это документ, представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность бизнес-процесса "Продажи". В зависимости от структуры бюджетов, используемых в компании, в бюджет продаж могут включаться такие показатели как объем продаж, цены, выручка, поступления, дебиторская задолженность, авансы полученные и т.д.

Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением.

Индикативное планирование - это разновидность государственного регулирования, которое носит характер прогноза и представляет собой совокупность различных программ.

Операционный бюджет – бюджет, который включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются следующие бюджеты: бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам (в зависимости от налога может включаться в общехозяйственные расходы).

Регламент бюджетирования – это документ, в котором прописывается процесс бюджетного управления: порядок формирования бюджетов компании, сбора фактической информации, проведения анализа исполнения бюджетов и т.д. Чаще всего регламент бюджетирования оформляется в виде Положения о бюджетировании. При этом некоторые важные аспекты бюджетирования могут регламентироваться другими документами. Например, вопросы ответственности и мотивации могут быть прописаны в Положении о финансовой структуре. Процедура принятия плановых бюджетов и результатов план-фактного анализа может определяться в Положении о бюджетном комитете.

Финансовая модель бюджетирования – это методика планирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджетов. Финансовая модель также должна включать в себя систему нормативов и ограничений, управленческую учетную политику, модель каждого бюджета и модель консолидации бюджетов. Финансовая модель должна иметь формализованное описание, а также быть автоматизирована в каком-то варианте (электронные таблицы или информационная система).

Финансовый бюджет – тип бюджета, который состоит из четырёх финансовых документов:

1.прогноз отчёта о прибылях и убытках

2.прогноз отчёта о движении денежных средств

3.прогноз бухгалтерского баланса

4.прогноз движения собственного капитала

Финансовое планирование — выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле над выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – это Структурное подразделение (или группа подразделений), отвечающее в соответствии с утвержденной схемой мотивации за определенные финансово-экономические показатели, зафиксированные в бюджете ЦФО. Выделенные в компании ЦФО могут быть 4 типов: центр затрат, центр доходов, центр прибыли (профит-центр), центр инвестиций (венчур-центр).


[1] http://umk.vags.ru/index.php?act=Attach&type=post&id=2941


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: