Факторы развития внутрифирменных коммуникаций

Как любая область связей с общественностью, осуществление внутренних коммуникаций зависит от факторов среды, которые можно подразделить, следуя принципам ПЕСТ-анализа, на политические, экономические, социокультурные и технологические. Эти факторы напрямую влияют на деятельность организации и на сотрудников, в частности, а значит, не могут не затрагивать внутренние коммуникации.

К основным тенденциям политической среды можно отнести правительственную политику в отношении организации, смену трудового законодательства, динамику отношений с иностранными правительствами и международными организациями, формирование особых условий для развития среднего и мелкого бизнеса и прочие. Для России специфической чертой трудовых взаимоотношений является неграмотность работников касательно собственных прав (в том числе информационных) и отсутствие инициатив со стороны руководства для просвещения сотрудников. Игра в прятки – что можно и что нельзя открывать работникам – представляет отдельную проблему для внутрифирменных коммуникаций в большинстве организаций в стране.

К факторам экономической среды, влияющим на динамику внутрифирменных коммуникаций, можно отнести увеличение случаев аутсорсинга функций определенных служб компании, организационной реструктуризации, слияний и поглощений, связанных с этим сокращений, различные контрактные изменения. Экономические кризисы также имеют сильное влияние на функционирование предприятий. В подобных случаях очевидна необходимость проведения специальных коммуникационных мероприятий для своевременного информирования аудиторий о происходящих событиях и пресечения всевозможных «шумов», слухов.

Современные социальные тренды включают увеличение количества высококвалифицированного персонала, возрастающую мобильность населения и рабочей силы, постоянную смену демографической структуры, изменение ожиданий работников в отношении своих функций и вознаграждения и прочие. Например, высокие запросы коренного высококвалифицированного населения могут заставить компанию обратиться к возможностям, которые предоставляют иммиграционные потоки из близлежащих стран, что может стать одной из основных трудностей для внутренних коммуникаций. Привлечение хорошо образованных кадров имеет другую особенность: они требуют меньше непосредственного контроля, но нуждаются в своевременной достоверной информации о работе организации и о своих функциях в ее выполнении.

Развитие информационных технологий является важной тенденцией последних десятилетий как в России, так и в мире. С одной стороны это представляет собой возможность улучшения коммуникационных практик организаций: использование внутреннего телефона, видеоконференций, Интранета важно для скорейшей передачи сообщений и получения обратной связи. С другой стороны, технологические новинки могут стать причиной информационной перегрузки работников, «бомбардируемых» сообщениями от начальства и сотрудников, когда из-за интенсивного опосредованного общения нет времени на выполнение основной работы. Недостаток непосредственного, живого человеческого общения также может негативно сказаться на самочувствии работников и климате организации. Такие приспособления, как видеокамеры на рабочих местах, могут стимулировать рост производительности труда, пресекая посторонние занятия во время рабочего дня, и вместе с этим, формируют ощущение дискомфорта у сотрудников, а значит, снижают мотивацию и производительность. Во избежание подобных парадоксов необходимо тщательно взвешивать все плюсы и минусы использования техники в компаниях.

Перечисленные факторы имеют влияние на большинство крупных организаций, но для детализации возможностей и угроз со стороны среды необходимо проводить анализ в каждом случае для конкретной организации «здесь и сейчас». От результатов анализа будет зависеть и выбор стратегии внутрифирменных коммуникаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: