Экономике

Цена - богиня рынка

Цена относится к числу фундаментальных категорий рыночной экономики. Она - фокус, в котором сходятся экономические, социальные, политические, психологические факторы. В экономике действуют одновременно десятки цен, в совокупности представляющих гибкий и в то же время мощный рычаг управления экономикой.

В централизованной экономике цены используются как внешний инструмент воздействия на производство, обмен и потребление со стороны правительства. В рыночной же экономике цены способствуют саморегулированию экономических процессов, сами становясь результатом такой саморегуляции.

§ 1. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА - ОСНОВА ЦЕНЫ

Издержки Основная цель ценообразования любой фирмы в рыночных производства условиях - получение прибыли. Ее величина определяется разницей между выручкой от реализации товара или услуги и затратами на их производство, или издержками производства.

Имея ясное представление об издержках производства, можно найти методы их снижения и тем самым добиться наибольшей отдачи от ресурсов и материалов, оборудования и рабочей силы. Что же следует понимать под издержками производства?

Издержки производства - это выраженная в деньгах совокупность затрат на производство товаров и услуг. В экономической теории существуют разные подходы к определению сущности и процессу формирования издержек. К.Маркс с позиций трудовой теории стоимости рассматривал все затраты, связанные с производством товара, как издержки производства, а с его реализацией - издержки обращения. При этом, всецело сосредоточивая внимание на основном источнике создания стоимости - труде, он не учитывал рыночной ситуации, колебания цен вокруг стоимости и ряда других обстоятельств.

В современных западных теориях, восходящих к трудам представителей неоклассической концепции, таких, как А. Маршалл, А. Пигу, Д. Кларк и др., подход к трактовке издержек совершенно другой. Он основан на редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного применения. Поскольку все виды ресурсов ограничены, любое решение о производстве какого-либо товара предполагает отказ от использования тех же ресурсов для выпуска какого-то иного изделия, то есть предприниматель жертвует ценностью альтернативных возможностей. Так, если фирма решает производить какой-то определенный товар, например, мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева другого товара, скажем, блоков для дачных домиков, бумагу и т.д. При принятии экономических решений в пользу одного из вариантов использования ресурсов необходимо сопоставить ожидаемые выгоды от таких альтернатив.

Виды издержек Рассмотрим основные виды издержек фирмы. Прежде и их структура всего выделяются внешние и внутренние издержки.

Внешние издержки - форма денежных платежей за сырье и материалы, взносы банкам, расчеты за юридические консультации, транспортные услуги, т.е. за все то, что фирма не производит сама для создания данного изделия.

Внутренние издержки - это используемые ресурсы, принадлежащие самой фирме. Они не принимают денежной формы. Например, для увеличения поголовья птицы птицефабрика может использовать собственный ресурс.

В зависимости от величины производства выделяют постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки - это расходы, которые не зависят от объема производства. Они существуют и тогда, когда не выпускается никакой продукции. К ним относятся: плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата труда управленческого и административного аппарата, проценты по займам и кредитам и т.д.

Переменные издержки - те, что меняются в прямой зависимости от объема производства. К ним относятся затраты на покупку сырья и рабочей силы. Динамика переменных издержек неравномерна: начиная с нуля, они первоначально растут очень быстро. По мере увеличения объема производства начинает складываться фактор экономии на массовом производстве и рост переменных издержек становится более медленным, чем увеличение продукции. Но это до определенного предела, поскольку всякое производство имеет оптимальные размеры, за рамками которых интерес покупателя к данной продукции будет падать и выручка непременно уменьшится. Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые (общие) издержки.

Для определения цены важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции, или средние издержки. Имеются три вида средних издержек: общие, постоянные, переменные. Общие средние издержки равны валовым издержкам, деленным на количество произведенной продукции. Таким же образом рассчитываются средние постоянные и переменные издержки, выступая как частное от деления соответственно постоянных и переменных издержек на объем произведенных изделий.

Средние издержки - это низшая граница цены единицы товара. Предприятие не может продавать свою продукцию ниже средних издержек, ибо оно в таком случае неминуемо обанкротится. Если цена единицы любой продукции подходит близко к уровню средних издержек, то мы имеем дело с так называемой предельной фирмой. Если же средние издержки ниже цены, то фирма получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т.е. получает сверхприбыль.

В одной и той же отрасли действуют не одинаковые, а совершенно разные фирмы с разными масштабами, а значит, и с разным уровнем издержек. Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение этой фирмы на рынке. Момент равенства рыночной цены средним валовым издержкам называют точкой безубыточности: за этими рамками встает вопрос о прекращении производства или замены его более выгодным товаром.

Основными направлениями снижения издержек выступают:

- использование достижений НТП;

- совершенствование организации труда и производства;

- государственное регулирование экономических процессов.

§ 2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ В

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ

Понятие Осуществляя процесс производства важно выбрать наиболее оптимального оптимальный способ использования имеющихся ресурсов, выбора ибо от этого зависит величина издержек производства. Выбранное направление делает невозможными другие варианты, которые, однако, были возможны. Вот эта несостоявшаяся возможность, а с ней и упущенная выгода постоянно “кровоточит” в сердце производителя, заставляя его бесконечно взвешивать выгоды всех возможных альтернативных затрат.

Сказанное позволяет понять содержание такой важнейшей экономической категории, как альтернативная затрата. Под ней экономическая наука понимает не действительно состоявшийся расход ресурсов (это были бы действительные, реальные затраты производства), а потенциальную потерю тех товаров, которые могли бы быть произведены из примененных ресурсов.

Такое понимание затраты для неэкономистов непривычно. Фактически понесенные затраты - это понятно, но считать потерями то, что не произведено, но что могло бы быть произведено из тех же ресурсов при ином их использовании, такое понимание затрат присуще только экономической теории.

Какое же направление нужно считать предпочтительным и на каком направлении можно ожидать больших результатов?

Экономическая теория отвечает на этот вопрос так: оптимальным вариантом нужно считать тот, который (при прочих равных условиях) обеспечивает максимальную эффективность использования ресурсов. Формула эффективности, как мы помним, есть отношение максимума возможного результата к минимуму необходимых затрат. Поскольку в рыночной экономике под “результатом” имеют в виду величину денежного дохода, а под “затратами” - величину денежных расходов на ресурсы, то привычная формула (результат/затраты) превращается в “рыночную” (доходы/расходы). Следовательно, отношение максимально возможного дохода к минимально необходимым расходам - такова универсальная логика действий каждого участника рыночной экономики.

Предельные Любому, даже начинающему бизнесмену понятно, что при затраты и прочих равных условиях дополнительный доход предельные достигается только дополнительным производством данного доходы товара.Возникает естественное стремление к максимизации объема производства. “Предельность” и есть понятие, с помощью которого экономисты характеризуют объективную границу доходного увеличения объема производства. Здесь находит свое проявление закон относительно убывающей эффективности производства, согласно которому результативность использования ресурсов падает по мере максимизации производства определенного продукта. И происходит это потому, что на каждую дополнительную единицу продукта приходится расходовать все возрастающее количество дополнительных единиц ресурсов. В конце концов наступает момент, когда дополнительный результат (“дополнительный доход”) становится равным необходимым для его достижения дополнительным затратам (“дополнительным расходам”). Это и есть та ситуация, в которой “дополнительное” становится “предельным”, поскольку достигается экономический предел максимизации объема производства (а с ним - максимизации и затрат ресурсов, и величины общего дохода).

Надо обратить внимание на два момента. Во-первых, на то, что речь идет именно об экономическом пределе: дополнительные ресурсы сами по себе способны произвести дополнительную продукцию, однако она становится экономически невыгодной, так как расходы начинают превышать доходы. Во-вторых, на то, что всякое “предельное” есть “дополнительное”, но не всякое “дополнительное” является “предельным.” Только сопоставление доходов и расходов может обнаружить превращение “дополнительного” в “предельное”.

Очевидно, что любого участника рыночной экономики интересует величина его максимально возможного (“предельного”) дохода. Экономическая теория дает общее решение этой универсальной задачи.

Построим график, по вертикали которого отложим величины дополнительного дохода и величины дополнительных расходов (денежных затрат на производственные ресурсы). По горизонтали же представим величины объема производства. Все три показателя находятся в жесткой зависимости: величина дополнительных расходов предопределяет объем дополнительного производства, который, в свою очередь, влияет на величину дополнительного дохода. Именно это и представлено на графике предельных затрат (рис.1), на котором сопоставляются дополнительные доходы и расходы (каждая последующая единица дополнительного дохода сравнивается с величиной требуемых для этого дополнительных расходов).

Затраты

Доходы

Объем производства

0

Предельный объем

дополнительного

производства

Рис. 1. Модель предельного дохода

В определенной точке линия затрат и доходов пересекается, причем кривая расходов с увеличением объема производства будет стремиться вверх, а кривая доходов пойдет вниз. Далее наращивать объем производства бессмысленно, т.к. величина дополнительных расходов превысит величину дополнительных доходов.

Если мы расчленим “издержки” и “доходы” на составляющие их “единицы”, то можно сформулировать следующий принцип: общий объем производства достигает максимума тогда, когда величина дохода от новой дополнительной единицы используемого ресурса становится равной величине расхода на эту единицу.

Отсюда следуют два вывода:

1) если производитель использует различные ресурсы, то максимальная эффективность их использования достигается только тогда, когда обеспечена предельная доходность от каждой “единицы” каждого ресурса (“микроэкономическая предельная эффективность”);

2) если все экономические субъекты добьются предельной доходности по всем “единицам” применяемых ресурсов, то общество войдет в точку наивысшей экономической эффективности производства(“макроэкономическая предельная эффективность”).

Ограниченность (“редкость”) ресурсов накладывает печать “предельности” практически на все стороны производства (его объем, структуру, динамику, эффективность), а тем самым и на все стороны экономики (величину инвестиций, доходов, рентабельности, прибыли, уровень цен, платежеспособность, спрос и т.д.).

Сущность Ограниченность (“редкость”) ресурсов – фундаментальное

концепции понятие современной экономической теории. Сочетаясь

маржинализма с явлением убывающей эффективности производства, это

обстоятельство накладывает печать “предельности” практически на все стороны производства - объем, структуру, динамику и т.д.

Объективная ограниченность экономических параметров производства исследована специальным направлением экономической теории, получившим название “маржинализм” (от франц. «marjinal» - предельный). Конкретным проявлением данной теории является концепция предельной полезности вещи. Суть ее состоит в том, что между количеством блага и его полезностью существует обратная связь: чем больше наличного блага, тем меньше его полезность.

Потребитель исходит при этом из доступности (редкости) для него того или иного блага. Действительно, если чистая питьевая вода находится в ограниченном количестве, то он готов платить за нее достаточно высокую цену. По мере же увеличения ее количества (уменьшения редкости), потребитель меньше ее ценит и не будет оплачивать так же высоко, как прежде.

В своей книге «Богатство народов» А. Смит сформулировал так называемый парадокс ценности, согласно которому польза от воды огромна, но ценность ничтожна, и в то же время бриллиант, который имеет ограниченную практическую ценность, имеет высокую цену. Объяснить этот парадокс можно только тем, что воды в мире много и потому ее ценность мала. У бриллиантов же, которые очень редки, предельная полезность несравненно велика.

Следовательно, каждая новая дополнительная (или убывающая) единица блага изменяет величину полезности. Вот эта полезность “последней” единицы блага и определяет полезность всех единиц блага. Поэтому полезность последней единицы получила название в экономической теории “предельной полезности”. А так как полезность блага формирует его рыночную цену, то предельная полезность образует предельную рыночную цену данного блага (рис.2).

A

       
   
 
 


B




double arrow
Сейчас читают про: