Образование новых и упорядочение существующих землепользований сельскохозяйственных предприятий осуществляется на базе схемы землеустройства муниципального образования, административного района или области. Как известно, в схемах землеустройства должны быть решены узловые вопросы размещения и организации сельскохозяйственного производства. Принципиально обоснованы использование земельного фонда на перспективу, основные направления развития аграрного комплекса и размещения его структурных подразделений. Разработаны предположения по совершенствованию системы землевладений и землепользований, организации угодий и системы ведения крестьянского хозяйства, а также разработаны и обоснованы важнейшие природоохранные мероприятия. Вместе с тем, запроектированные в схеме землеустройства действия не могут быть непосредственно реализованы по ряду причин.
Во-первых, схема землеустройства, являясь перспективным, программным документом, не может служить законным основанием для осуществления запроектированных мероприятий по изменению границ.
Во-вторых, разработанные в схеме мероприятия по детальности расчетов и точности границ не соответствуют требованиям технического проекта.
В-третьих, схема землеустройства разрабатывается на перспективу 15-20 лет, в течение которых обычно происходят существенные изменения социально-экономической ситуации, и возникает необходимость внесения корректив в запроектированные мероприятия.
Поэтому схема землеустройства и другие перспективные (программные) документы служат лишь основной для принятия конкретных проектных решений и технико-экономическим обоснованиям целесообразности их осуществления. По каждому факту образования, упорядочения и совершенствования землепользований сельскохозяйственных предприятий оформляется землеустроительное дело в соответствии с установленным законодательством землеустроительным процессом.
Производственный процесс межхозяйственного землеустройства включает следующие этапы (стадии):
- подготовительные работы;
- составление и обоснование проекта;
- рассмотрение и утверждение проектной документации;
- перенесение проекта в натуру;
- оформление и выдачу документов;
- осуществление проекта и авторский надзор.
Состав, содержание и объемы работы по отдельным этапам могут быть различными. Это зависит от целей, задач и характера изменений землепользований, а также круга участников землеустроительного процесса, заинтересованных в его конечных результатах. В общем случае работы по этапам сводятся к следующему.