Классификация обмоток машин переменного тока:
1) Применение обмотки: обмотки статора, ротора
2) Расположение в пазах: однослойные, одно-двухслойные, двухслойные
3) Форма катушек: концентрические, равнокатушечные (шаблонные)
4) Форма лобовых частей: двухплоскостные, трёхплоскостные, корзиночные
5) Форма сечения провода: мягкие всыпные – из круглого провода, жёсткие – из прямоугольного провода
Пазы бывают открытыми, полуоткрытыми, полузакрытыми и закрытыми.
6) Расположение вывода катушек: петлевые, волновые.
7) Шаг обмотки:
а. С диаметральным шагом (y = t) – расход меди
б. С укороченным шагом (y<t) – часто используется
в. С удлинённым шагом (y>t)
8) Число пазов на полюс и фазу: q – число катушек в катушечной группе
9) Способ укладки в пазы: вкладываемые со стороны цилиндрической поверхности, протягиваемые с торца
Концы фаз в клеммной коробке:
1-я фаза – С1-С4
2-я фаза – С2-С5
3-я фаза – С3-С6
Общая характеристика якорных обмоток.
К якорным обмоткам машин переменного тока относятся трёхфазные обмотки якорей СМ и трёхфазные обмотки статоров и роторов АМ.
Многофазные симметричные обмотки с числом фаз m, состоят из m идентичных фазных обмоток, которые соединяют либо в многоугольник, либо в Y.
Обмотки фаз взаимно смещены на эл. угол, равный 360º/m. Если машина имеет p пар полюсов, то по окружности якоря размещается p синусоид магнитной индукции. В угловом измерении полная синусоида соответствует 360º в электрическом соответствии p·360º.
Обмотка фазы образуется из отдельных катушек и катушечных групп, которые соединяют либо последовательно, либо параллельно.
Катушка - один или несколько последовательно соединённых витков, расположенных в одних и тех же пазах, и имеющих общую изоляцию от стенок паза.
Пазовые части (катушечные стороны) - прямолинейные части катушек, которые укладываются в пазы.
Лобовые части - части катушек, выходящие за пределы сердечника якоря.
Катушечная группа – последовательно соединённые (обычно) катушки одной фазы обмотки, расположенные в соседних пазах. Из катушек и катушечных групп образуется параллельные ветви.
y - шаг катушки, расстояние между катушечными сторонами, которое измеряется либо в долях полюсного деления, либо в зубцовых делениях.
Зубцовое деление tZ – расстояние между серединами двух соседних пазов, измеренное по поверхности сердечника якоря.
Расположенные в соседних пазах, сторона однокатушечной группы занимает q зубцовых делений и образуют фазную зону: