Хозяйство

По темпам роста промышленности Япония обогнала все другие страны. Такойбыстрый экономический рост страны объясняется многими причинами. Во-первых,широким обновлением устаревшего и изношенного в годы войны заводскогооборудования. 2/3 промышленного оборудования Японии приходится на новейшуютехнику. Во-вторых, одним из решающих факторов была ожесточающая эксплуатациярабочего класса. В-третьих, государство приняло на себя значительную частьрасходов на реконструкции предприятий и новому строительству, предоставиломонополиям налоговые льготы и широкий кредит. В-четвертых до последнего времени военные расходы страны были небольшими, чтопозволяло увеличить государственные капиталовложения в хозяйство. В последнеевремя развитие экономики замедлилось. Все сильнее проявляются противоречиясистемы хозяйства: сохраняется и растет безработица, повышаются цены напродовольствие, товары широкого потребления, плату за проезд по железнымдорогам и на автобусах, за высшее образование и медицинское обслуживание. Япония обладает интенсивным и высокотоварным сельским хозяйством.Высокая интенсивность сельского хозяйства дает возможность при относительнонезначительных обрабатываемых площадях обеспечивать потребности страны впродовольствии на 70%, в том числе практически полностью в таких продуктахпитания, как рис, овощи, картофель, фрукты, яйца, молоко и молочные продукты. В стране производится 3/4 всего потребляемого мяса. За счет закупок за границей Япония удовлетворяет свои потребности в пшенице, ячмене, сахаре, бананах, соевых бобах, листовом табаке и некоторых других фуражных и технических культурах. Япония занимает первое место в мире по судостроению, выпуску автомобилей, производству основных видов химической продукции. Широкое использование промышленного сырьевого отхода привело к росту японской промышленности. Япония превратилась, в своего рода, гигантскую мастерскую по переработке промышленного сырья и производству готовых изделий. Она не может существовать в отрыве от мировых рынков, что накладывает свой отпечаток как на основные направления экономического развития, так и на внешнюю политику страны. Всевозрастающее место занимала в хозяйстве страны крупная строительнаяиндустрия, ее материально-техническая основа заметно усилилась. Это позволилоосуществлять крупномасштабное строительство высокоэтажных зданий наантисейсмическом фундаменте подводных тоннелей, автострад, электростанций, втом числе атомных, больших портов и аэродромов. В условиях Японии особенноезначение имела сравнительно дешевая рабочая сила. Экономическое положение Японии осложнилось далее резким усилением зависимости от импорта иностранного сырья. Особенно возросли расходы на ввоз нефти. Современная Япония – это страна монополистического капитализма, для которогохарактерна борьба за наиболее выгодные условия деятельности: получениегосударственных законов, субсидий и всякого рода льгот. Тоннаж морского торгового флота - 57 млн. регистровых тонн (второе место в мире (1991 г). Морской флот, несмотря на большой тоннаж, не справляется с быстровозрастающими внешнеторговыми перевозками, и стране приходится фрахтовать иностранные суда. Чтобы избежать пустых рейсов, Япониейсконструированы комбинированные суда: на специально оборудованных палубах везут промышленные товары, экспортируемые Японией (автомобили), а в обратный путь трюм загружают углем, рудой или другими товарами. В каботажном флоте наряду с современными сохраняются и парусные суда, на долю которых приходится немало грузоперевозок по внутреннему морю. Основным видом транспорта является автомобильный. Протяженность автодорог составляет 1.2 млн. км, из них около 5000 км - скоростные шоссе. (1991 г). Протяженность железных дорог 30 тыс. км. (1991 г). Большая часть железных дорог принадлежит государству, половина их электрифицирована, важнейшие ж/д магистрали проходят по прибрежным низменностям, построен самый длинный в мире, 54 км. подводный тоннель под Цугарским проливом; он соединяет острова Хоккайдо и Хонсю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: