Связи детерминации в философских категориях: причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность. Динамические и статистические закономерности

Причинные связи: Одним из важных типов всеобщей связи является причинно-следственная связь. В ней причина - то, что вы- зывает следствие, следствие - результат действия причины. Но как правильно понимать причину? В учебной литературе она часто опреде- ляется так, что оказывается внешним явлением, которое вызывает другое явление. В некоторых простых случаях это имеет место, и в обыденной жизни такое понимание причины может удовлетворять. Одна- ко в решении сложных проблем современной науки, которая все более сталкивается с методологическими трудностями, оно неприемлемо,по- тому что не учитывает реакции того явления, на которое воздейству- ет другое явление, называемое причиной. Но от этой реакции сильно зависит следствие. Подобное определение причины неприемлемо пото- му, что оно рассматривает причину только как внешнее явление, хотя известно, что главные глубокие причины изменения систем, протека- ния процессов находятся внутри их и чаще всего бывают взаимодейс- твием элементов или сторон изменяющихся систем, процессов. Следовательно, причиной явлений правильно считать не ка- кой-либо отдельный фактор, а в конечном счете взаимодействие сил, тел, процессов или внутренних элементов,сторон процессов и систем. Взаимодействие оказывается главным источником возникновения, изме- нения, исчезновения явлений, т.е. рождение следствия, а следствие есть результат указанного взаимодействия. При этом вспомним, что важнейшим видом взаимодействия выступает противоречие - источник изменений. Еще одна трудность в понимании причинности связана с тем, что традиционно-механическую причинность, действующую в механике мак- ротел и связанную с динамическими закономерностями, продолжают отождествлять с причинностью вообще. Это является пережитком того времени, когда других видов причинности не знали. Современная нау- ка установила, что механическая причинность не универсальна; в других условиях могут существовать и действительно существуют дру- гие виды причинности. В микромире, например, действует особого ро- да причинность, связанная с действием статистических закономернос- тей и необходимостью учета действия приборов. Однако,некоторые фи- лософы и физики, обнаружив, что в микромире нет механической при- чинности, стали отрицать здесь наличие причинности вообще. Причинно-следственная связь характеризуется некоторыми черта- ми. Она объективна - существует в самой действительности независи- мо от сознания. Она всеобща - любое событие, или явление, всегда имеет свою причину, беспричинных явлений не бывает. Она носит не- обходимый характер - определенная причина всегда при наличии соот- ветствующих условий вызывает одно и то же следствие. Причина отличается от условий, т.е. совокупности внешних при- чин (внешних взаимодействий). Она активный, действующий фактор, вызывающий событие. Условия сами следствия вызвать не могут, хотя нужны для наступления события, способствуют ему. Среди внешних причин может существовать такая причина, кото- рая непосредственно влияет на главную причину и ускоряет процесс появления следствия. Играет роль своего рода спускового крючка.Эту внешнюю причину называют поводом. Например, поводом ссоры людей в трамвае может служить случайный толчок одним другого. Хотя истин- ная причина ссоры - плохая работа транспорта и вызванная этим нап- ряженное состояние людей. Повод можно искусственно создать. Мастером таких провокаций был в свое время Гитлер, создавший повод к второй мировой войне, спровоцировав нападение на радиостанцию в Глливице. Наиболее сложный характер имеет причинная детерминация в об- ществе, где связь явлений и процессов усиливается деятельностью людей, их интересами, мотивами, целями, идеалами, волей,эмоциями. Но связи между причинами и следствиями могут носить не только не- обходимый, жестко обусловленный, но случайный характер. Познанию вероятностных причинно-следственных связей помогают диалектические категории: необходимость и случайность, возможность и действитель- ность. По вопросу о причинности постоянно происходила и происходит борьба между основными философскими направлениями. Материалисты отстаивают принцип детерминизма, утверждающего всеобщий и объек- тивный характер причинности. Субъективные идеалисты стоят на про- тивоположной точке зрения, на позициях индетерминизма, отрицающего всеобщность и объективность причинности (Юм, Кант, Мах). Объектив- ные идеалисты (Гегель) как будто бы не отрицают причинность, но причины у них - идеальные, сверхъестественные, божественные явле- ния. Но вся общественно-историческая практика, данные науки подт- верждают принцип детерминизма, его материалистические основания.

Необходимость и случайность: Изучение данных категорий важно для правильного решения ряда теоретических проблем, для обоснования научной позиции в дискуссии с представителями идеализма и метафизики, неверно толкующих,а то и прямо отрицающих необходимость, извращающих соотношение необходи- мости и случайности. Для глубокого раскрытия содержания этих категорий следует рассматривать их в единстве и взаимосвязи. Под необходимым понимают то, что обусловлено внутренними при- чинами и сущностью процессов, что подготовлено всем предшествующим развитием и поэтому наступает неизбежно. Необходимость выражает упорядоченный характер развития мира, его закономерность* необхо- димость связана с общим. Случайность.существующая вместе с необходимостью, есть явле- ние объективное. Она вытекает из внешних связей, а поэтому может быть или не быть. Случайность связана с единичным. Как и все явле- ния,случайные явления имеют свои причины. Понимание случайности как беспричинного явления - характерная ошибка обыденного созна- ния. Для правильного понимания случайности важно уяснить ее отно- сительность. Абсолютной, то есть случайной во всех отношениях, случайности нет. Какое-то явление может быть случайным лишь по от- ношению к определенной закономерной связи. В другом отношении это же явление необходимо. Для развития науки случайно, какой ученый, где и при каких обстоятельствах сделал то или иное открытие. Но жизнь и деятельность ученого, сделавшего открытие, обычно показы- вают, что он пришел к нему не случайно, оно оказывается необходи- мым результатом его воспитания, интересов, целеустремленной рабо- ты. Да и общая тенденция развития данной науки определяет эту не- обходимость. Часто случайность возникает при пересечении двух или нескольких необходимых цепей причинных связей. В приведенном при- мере случайность возникла в точке соприкосновения двух или более линий связи, каждая из которых необходима. Таким образом, случайность есть внешнее по отношению к данно- му процессу явление, возможное, но обязательное для него, хотя оно имеет причину, связано с сущностью других процессов и необходимо в них. Рассмотрев связи и взаимопереходы необходимости и случайнос- ти, следует уяснить положение о том, что случайность есть дополне- ние и форма проявления необходимости, означающее, что чистой необ- ходимости без случайностей ни в природе, ни в обществе не бывает. Необходимость не только сопровождается и дополняется случайностя- ми, но и проявляется через них. Категории необходимости и случайности помогает понять смысл деления законов на динамические и статистические, их различие и сходство. Законы являются конкретным выражением необходимости, но это выражение может быть различным в различных процессах. Динами- ческий закон применим к каждому в отдельности явлению из числа ох- ватываемых им. К динамическим относятся, например, законы механики макротел, в соответствии с которыми точно рассчитывается проекто- рия движения тела, если известны необходимые исходные данные. Статистические законы действуют там, где имеют место массы случайных явлений. Опираясь на них, нельзя точно предсказать, по- ведение отдельных элементов некоторой совокупности, подчиненной статистическому закону; это можно сделать лишь с известной сте- пенью вероятности, но можно точно предсказать поведение всей сово- купности. Нельзя, например, точно определить поведение каждой мо- лекулы газа в сосуде, вместе с тем результат совокупного действия молекул строго определен. Очевидно, неправомерно чрезмерно противопоставлять динамичес- кие и статистические законы. Динамические законы являются предель- ными случаями статистических, когда вероятность осуществления со- бытия близка к единице. Интересно и важно с этой точки зрения про- анализировать законы общественного развития. В результате такого анализа можно убедиться, что они обладают свойствами и динамичнос- ти и статистичности.

Возможность и действительность: Эти категории помогают понять процесс возникновения нового и значение деятельности людей в этом процессе, если он происходит в обществе. Возможностью называют совокупность условий, тенденций, предпосылок и причин появления нового, способность материи, дейс- твительности порождать новое. Действительностью называют все ре- ально существующее в объективном мире. Вместе с тем действитель- ность есть осуществленная возможность, ибо все, что существует в действительности, когда-то было возможностью. Возможность и действительность тесно связаны между собой: ес- ли действительность есть реализованная возможность,то возможность порождается развитием самой действительности. Вместе с тем она мо- жет стать действительностью. Поэтому их нельзя отрывать друг от друга. В практической работе отрыв возможности от действительности приводит к беспочвенным рассуждениям о нереальных возможностях. Отрыв же действительности от возможности приводит к потере чувства нового и перспективы. Возможность и действительность нельзя также и отождествлять, ибо их разделяет сложный процесс превращения первой во вторую,под- час трудный и длительный этап развития. В общественной жизни в от- личие от природы для осуществления процесса необходимо кроме объ- ективных условий активное воздействие субъективного фактора - соз- нательной деятельности социальных сил, классов партий. Чрезмерное сближение возможности и действительности приводит к самоуспокоен- ности, демобилизации. В практической и научной деятельности имеет значение класси- фикация возможностей. Они делятся на реальные и формальные. Первые возникают из объективной необходимости законов и тенденций разви- тия. Вторые обусловлены случайными,побочными по отношению к основ- ным закономерным тенденциям факторами. Реальные возможности в свою очередь делятся на абстрактные и конкретные. Абстрактными считают- ся те реальные возможности, условия для реализации которых еще су- ществуют необходимые условия. Различие между этими видами возмож- ностей относительно, так как разные абстрактные возможности нахо- дятся на различных этапах превращения в конкретные. Результат за- висит от вызревания условий. Сложившиеся конкретные возможности должны быть реализованы. иначе они могут быть утрачены. Но даже конкретные возможности не обязательно реализуются, так как среди них есть противоположные. И какая из них превратится в действительность, может зависеть от сознательной и практической деятельности людей.

Динам.и стат.законом-и. В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является объективной, существенной, необходимой, внутренней, повторяющейся и устойчивой.Стабильность, инвариантность законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, изменение которых снимает данную инвариантность и порождает новую, что и означает изменение законов, их углубление, расширение или сужение сферы их действия, их модификации и т.п.Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен с изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т.д.Поскольку законы относятся к сфере сущности, то самое глубокое знание о них достигается не на уровне непосредственного восприятия, а на этапе теоретического исследования. Открытие законов — главная задача научного познания.Каждый закон имеет границы своего действия, определенную сферу своего осуществления (например, рамки данной формы движения материи, конкретная ступень развития предмета и т.п.). На основе познания законов люди могут научно управлять как природными, так и социальными процессами, оптимально их регулировать, а также предвидеть новые явления, события и т.п., возможные пути, формы и тенденции своей познавательной и практической деятельности.

Многообразие видов отношений и взаимодействий в реальной действительности служит объективной основой существования многих типов (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному критерию (основанию). Можно выделить следующие типы законов: естественнонаучные, социальные, законы общие, частные (специальные), эмпирические и теоретические, законы развития и функционирования и т.д. Особую группу составляют динамические и статистические типы законов.

Динамические закономерности — объективные, необходимые, существенные связи и зависимости, характеризующие Поведение относительно изолированных объектов (состоящих из небольшого числа элементов), при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов. Предсказания на основе динамических закономерностей имеют точно определенный, однозначный характер (например, в классической механике).Статистические закономерности — форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденции изменения. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайностей (в математической статистике, статистической физике, квантовой механике, социологии)

35.Проблема источника развития в философии. Противоречивость бытия и познания. Основные типы противоречий. Специфика социальных противоречий.

Раскрыв свои возможности как искусство творческого диалога для постижения истины, диалектика устойчиво двигалась в своем развитии к становлению как метода познания мира (единого целого и единого сущего в его многообразии). В этом процессе на первый план выступает поиск ответа на вопрос о причинах, а в конце концов об универсальной причине развития.Пробным камнем на пути этого поиска оказалось противоречие. В научной диалектической концепции, воспринявшей ценные мысли и диалектические догадки прошлого, все предметы, явления, процессы мира осмысливаются в единстве составляющих их сторон, тенденций и т.п., которые по сущности своей, направленности действия противоположны. Потому раздвоение единого и познание противоречивых его сторон характеризуется как ядро диалектики, а диалектику в глубинной её основе можно свести к учению о противоречиях. Принципиальные положения о диалектической противоречивости бытия, материального и духовного, природного и социального получили статус закона единства и борьбы противоположностей.Этот закон, во-первых, имеет мировоззренческое значение, так как благодаря его знанию решается вопрос об объективном источнике развития. Во-вторых, закон единства и борьбы противоположностей имеет методологическое значение, так как знание его позволяет исследователю определить исходный пункт познания. «Для теоретика, - говорит английский физик М.Планк, - ничего не может быть интереснее, чем такой факт, который находится в прямом противоречии с общепринятой теорией: ведь здесь и начинается его работа».22 В-третьих, этот закон имеет практическое значение, ибо, обнаружив и познав противоречивость системы, можно управлять ее жизнедеятельностью, не допустить ее разрешения или, наоборот, ускорить ее «гибель», если она себя уже изжила. Закон единства и борьбы противоположностей имеет длительную историю становления. Уже в Древнем Китае считалось, что в мире существует две силы: темное, тяжелое, земное, женское – «инь» и светлое, легкое, небесное, мужское – «ян». Они противоположные, но не могут иметь свое бытие и действия друг без друга. Инь и ян соединяют свои силы, а целые и непрерывные линии приобретают форму, представляющую отношения единства Неба и Земли.Мудрости великого Соломона (X в. до н.э.) остались в веках в силу их диалектичности: «От многой мудрости много скорби и умножающий знание, умножает скорбь»; «И при смехе болит сердце, и концом радости бывает печаль».Истинно первый диалектик Античности, Гераклит, высказал мысль о существовании в самих вещах противоположных начал: молодость – старость, жизнь – смерть, теплое – холодное. Пифагор изобразил человеческую жизнь в виде Y: нижняя линия – ранний возраст, в котором человек ещё не предался ни добродетелям, ни порокам. С отрочества начинается раздвоение жизненного пути человека: правый путь – труден, но устремлен к Благу, левый – легче, но может привести к падению и гибели. Сократ сводит диалектику (майевтику) к искусству получения истины путем столкновения и согласования противоположных мнений. Платон, взяв за исходное диалектику Сократа, развил её как метод познания. Он утверждал, что, если бы возникающие противоположности не уравновешивали постоянно одна другую, если бы возникновение шло по прямой линии, только в одном направлении и никогда не поворачивало в противоположную сторону, – всё в конце концов приняло бы один и тот же образ, одни и те же свойства, и возникновение нового прекратилось.Глубоко диалектична и пришедшая на смену античной философии религиозно-идеалистическая онтология Средневековья. Свет и тьма, Бог и дьявол, сам человек – единство взаимоисключающих сущностей: добра и зла, божественного и дьявольского. Как духовные истоки средневековой философии глубоко диалектичны и библейские, и Христовы заповеди. «Счастливы плачущие – они будут утешены», - изрекает утешающую человека мудрость Христос. Формирующаяся на основе научного естествознания диалектика эпохи Возрождения пришла в противоречие с господствующим в то время механистическим мировоззрением, в котором причиной движения и изменения считалась сила, приложенная к телу извне (в том числе и божественная сила). Но в этом столкновении победила диалектика, в том числе идеями max и min у Н. Кузанского; конечного и бесконечного у Дж. Бруно. Глубоко диалектично был сформулирован и вопрос о человеке эпохи Ренессанса: «Велик или ничтожен человек?»

Основные типы противоречий. Противоречия пронизывают своими действиями и все конкретные процессы. Явления, т.е. это всеобщий универсальный закон. При этом в мире существует множество различных противоречий. Среди них в качестве основных выделяют следующие: внутренние и внешне, основные и не основные, главные и неглавные, антагонистические и неантагонистические. Внутренние и внешние. Внутренние противоречия протекают внутри предмета, внешние - между различными предметами или предметом и вешней средой. Внутренние и внешние противоречия меняются местами, переходят друг в друга. Одно и тоже противоречие при данных условиях, при одной системе отсчета, является внутренним, а при других условиях - внешним. И наоборот. Например, противоречия между 2 растением и животным - есть внешнее противоречия, если рассматривать их как между разными растениями, животными. И одновременно внутренние противоречия, если их рассматривать как внутри растительного мира в целом ли как внутри животного мира. Основные и не основные. Основные - те, которые в рамках данной системы единственные, которые своим действием производят многие другие противоречия, и от разрешения которых зависит разрешение других противоречий. Например, общественным основным противоречием является противоречие между производственной силой и производственными отношениями. Другие - не основные. Главные и неглавные. Главные противоречия - те, которые самим развитием выделяются на 1 план для разрешения; другие - неглавные. Антагонистические - противоречия таких классов, социальных групп, интересы которых непримиримы и которые разрешаются каким-либо кардинальным способом. Неантагонистические - противоречия таких классов, социальных групп, у которых главные интересы совпадают, но существуют различия в других интересах.

Социальное противоречие -это то понятие, которое фактически пронизывает все стороны философского подхода к тому или иному фрагменту социальной действительности. К сожалению, в последнее время социальное противоречие в большей мере используется как некоторый набор слов, отражающих те или иные моменты социальной действительности связанные с такими проблемами, как социальный конфликт, социальная неоднозначность и т.д. Это несколько девальвирует само изначальное представление о том, что вкладывается в истинный семантический смысл данного понятия. Рассматривая социальное противоречие, необходимо обратить внимание на несколько уровней исследования. На наш взгляд, прежде всего социальное противоречие необходимо обозначить не только с позиции той концептуальной системы понятий, в рамках которой оно, может быть, использоваться, но и с учетом того динамического аспекта, который отражает сущность самого этого понятия. Обращаем внимание на то, что социальное противоречие является той динамической категорией, содержащей в себе целый ряд моментов, которые сами по себе не только образуют основные сегменты самого понятия противоречия, но в применении к социальной жизни, но и которые необходимо коррелируют с определенной исторической шкалой и с некоторыми весьма важными темпоральными характеристиками.

36.Диалектика и её основные законы.

Диалектика - учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на сиём учении метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта.

Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию. Основные фазы развития противоречия следующие. 1. Гармония - противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие её свойств. 2. Дисгармония - одна из противоположностей пытается усилиться за счёт другой. 3. Конфликт - борьба между противоположностями достигает предела, под вопросом существование целого - системы. 4. Разрешение противоречия: возможно несколько вариантов:4.1. Уничтожение одной из противоположностей с её последующим восстановлением. 4.2. Раскол системы либо взаимоуничтожение противоположностей, и то, и другое - гибель целого. 4.3. Временное возвращение к гармонии. 4.4. Снятие противоречия - эволюционный скачок, при котором старое противоречие теряет своё значение, то есть этот вариант - развитие через борьбу противоположностей. Пример на политической сфере. Этапы 1-3 - недовольные существующим положением пытаются усилить свои позиции, от стабильной обстановки переходим к обострению политической борьбы, революционной ситуации или положению, близкому к ней. Дальше вот какие варианты. 4.1. Оппозицию разогнали, активистов арестовали, но позже оппозиционное движение опять начнёт набирать оборот. 4.2. Гражданская война. 4.3. Некоторые уступки оппозиции, в результате которых обстановка временно стабилизируется. 4.4. Прогрессивные реформы.

Закон перехода количества в качество. Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Яркий пример - изменение агрегатных состояний веществ, а границы здесь - температуры плавления, кипения. Данный закон диалектики говорит о квазиустойчивости систем: есть интервалы, на которых системы устойчивы, и точки между этими интервалами, на которых системы неустойчивы. Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик. При переходе границ происходит скачок - переход от одного качественного состояния к другому. Яркий пример - как злятся некоторые люди: сначала вроде как терпят, а затем, когда негатив накапливается, бушуют, даже сломать что-нибудь могут. Ну или по меньшей мере виртуозно выругаются матом.

Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания - закон диалектики, показывающий результат развития как единство новизны и преемственности, относительное повторение старого на новом уровне. Категория отрицание отражает отношение между последовательными стадиями развития объекта. Некоторые мыслители (метафизики) понимают под отрицанием полный разрыв с предшествующим этапом. Диалектики считают, что старое никогда целиком не отбрасывается. В какой-то мере созвучна данному закону диалектики фраза Новое - это хорошо забытое старое, или, как говорил Чосер в 14 веке, Нет того нового обычая, который не был бы старым. Гегель - немецкий философ 19 века - представлял развитие в виде спирали. Цикл развития - виток спирали: после двух отрицаний воспроизводится на более высоком уровне структура исходной ступени развития, но это не простой возврат, а обогащение новым.

37.Проблема сознания в философии. Сознание и мозг. Современные психофизиологические концепции сознания.

Признание в материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания, его происхождения и сущности. Если в мире ничего нет, кроме движущейся материи, то что же такое сознание? Оно же существует. Для древнегреческих материалистов душа — это либо воздух, либо огонь, либо движение тончайших атомов.Но в дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания от материальных вещей. Это отличие состоит в невещественности, идеальности сознания. В образах, ощущениях, возникающих в нашем сознании, нет ни грамма вещества. Синее, сладкое и т.д. в природе как таковые не существуют, они идеальны. Идеальны и те образы, которые мы имеем при восприятии предметов. Идеальны картины нашего воображения. Идеальны и общие понятия (добро, справедливость и т.д.)Поэтому под идеальным одни понимают субъективный образ (существующий только в голове данного субъекта) объективного мира (красное, соленое), другие — объективную (существующую независимо от данного субъекта), но нематериальную реальность (стоимость, справедливость).Как же решается проблема сознания?Уже в древности существовало представление о самостоятельном существовании души. Например, у Платона душа живет то в мире идей, то вселяется в тело. В христианстве разум человека — искра божьего разума, дарованная при рождении, после смерти она покидает тело. Душа бессмертна. У Декарта материя и сознание сосуществуют независимо друг от друга.Для субъективного идеализма, кроме явлений сознания, ничего не существует, сознание является субстанцией.Для материализма сознание есть свойство материи. Объяснить это свойство — одна из главных проблем для материализма.Данная проблема существует и в естествознании. Это психофизиологическая проблема — как связано мышление с нейродинамическими процессами головного мозга и психофизическая проблема — как связаны психика и материальные процессы в веществе мозга.Материализм решает данную проблему на основе теории отражения. Сознание считается свойством материи — свойством отражения. Этим свойством материя обладает на всех уровнях. Отражение — это свойство взаимодействующих тел воспроизводить в своей внутренней структуре особенности друг друга. Это свойство в неживой природе слабо выражено, например, железо изменяет внутреннюю структуру под воздействием магнита и т.п. У растений — это уже раздражимость, у животных — это чувствительность и далее сложная психика у позвоночных, особенно обезьян.Качественно иная психика у человека. Психика животных предназначена для приспособления к среде, у человека — для ее преобразования. Отсюда проблема происхождения этой качественно новой психики — сознания. Вопрос об отношении сознания и материи в диалектическом материализме считается основным вопросом философии. Впервые о наличии основного вопроса философии было сказано Ф.Энгельсом. Он его впервые и сформулировал: что первично: материя или сознание? Он утверждал, что это великий, основной вопрос, на который любой философ вынужден отвечать, прежде чем решать какие-то другие философские проблемы. Отсюда пошло и деление философов на материалистов и идеалистов, монистов и дуалистов. У материалистов материя первична, сознание вторично, а у идеалистов наоборот. У монистов в основе мира лежит одно первоначало: материя или сознание, у дуалистов оба начала существуют независимо друг от друга.

Сознание и мозг. У истоков современной трактовки психофизической проблемы стоял Р. Декарт, который дал ей истолкование, столь глубоко закрепившееся в философии и науке, что его и в наше время можно считать доминирующим. Декарт учил, что существуют два рода субстанций - мыслящая, представленная человеческими сознаниями, и телесная. Эти две субстанции или два мира принципиально отличаются друг от друга. Если вещи и события телесного, физического мира пространственны и доступны внешнему наблюдению, то сознание и события, происходящие в нем непространственны, не доступны публичному наблюдению и могут осознаваться посредством внутреннего опыта только самим обладателем сознания. Все бы было ясно, если в мире не существовало бы человеческих существ, представляющих собой сочетание этих двух субстанций - тела и сознания, разума, которые должны каким-то образом взаимодействовать между собой. При этом человеческие тела, в том числе и мозг, как это считали Декарт и его многочисленные последователи, подобно всему остальному в телесном мире функционируют в соответствии со строгими механическими причинными законами, т.е. являются очень сложными материальными машинами. Тогда как сознания подчинены своим особым законам душевной жизни. В результате картезианского дуализма материи и сознания мы получаем картину, в которой человеческое существо предстает как "дух в машине". При такой постановке психофизической проблемы возникает целый ряд труднейших вопросов. Как связаны наши тела и наши бестелесные мысли? Ведь в обычной жизни мы убеждены, что наши мысли и чувства могут оказывать причинное воздействие на тела физического мира. Например, я захотел ударить по мячу, и вот моя нога пришла в движение, а мяч полетел в футбольные ворота. Но как это совершенно бестелесные желания и мысли могут физически, химически или каким-либо еще способом воздействовать на материальные нервы и мышцы? Разве они обладают способностью обвиваться вокруг нервных пучков, проникать сквозь стенки клеток мозга? А как наше сознание может "наблюдать" из своей телесной машины окружающий мир? Такого рода вопросов невозможно избежать, но на них в рамках последовательного дуализма невозможно и ответить. Сторонники же идеализма фактически обходили все эти вопросы, просто утверждая, что человеческая личность есть только "сознание", только "дух", к которым телесно-физиологическое и биологическое в человеке не имеет особого отношения. Однако в наши дни такое решение мало кого может удовлетворить, поэтому большинство обсуждающих психофизическую проблему философов придерживаются того или иного варианта материализма. Наиболее последовательным и крайним вариантом материалистического подхода к проблеме "сознание-тело" является так называемая теория тождества, согласно которой наши ощущения, восприятия и мыслительные процессы тождественны определенным состояниям мозга. Сразу же может возникнуть вопрос: как же так может быть, ведь мы ясно видим, что состояния сознания совсем не похожи на состояния мозга. Однако сторонники теории тождества отвечают на это, что для описания сознания мы пользуемся представлениями "народной психологии" с ее устарелым обыденным языком (который в будущем будет сменен языком нейрофизиологии) и к тому же систематически заблуждаемся, видя две вещи там, где в действительности есть лишь одна. Здесь можно привести такую аналогию. Известно, что перед самым заходом солнца на небе можно видеть очень яркую звезду. Ее с древних времен называли "вечерней звездой". Но столь же яркую звезду видно и сразу после восхода солнца. Древние люди часто называли ее "утренней звездой". В течение долгого времени люди не понимали, что две эти звезды, появляющиеся в разных частях небосвода, на самом деле тождественны друг другу и представляют собой одно и тоже небесное тело. Так же и состояния сознания могут быть тождественными состояниям мозга, а современная наука должна показать, что так оно и есть, как когда-то астрономия доказала, что "вечерняя звезда" и "утренняя звезда" - это одна и та же планета Венера. Но такой последовательный материализм не является самой распространенной позицией. Все же, описывая свои собственные проявления сознания и разумную деятельность других людей, мы применяем существенно иной язык, чем при описании телесных органов, пусть даже столь сложных, как человеческий мозг. Явления сознания также обладают свойствами, из-за которых их трудно представить только лишь оборотной стороной материальных вещей. Одним из главных таких свойств является то, что современные философы называют интенционалъностью. Это свойство, благодаря которому наше сознание "направлено на", "указывают на" объекты и процессы в окружающем нас мире. Интенциональными являются наши восприятия и мысли, а также такие проявления сознания, как намерение и надежда, любовь и ненависть, отвращение и радость. Все они каким-то непонятным образом имеют отношение к вещам, существующим отдельно от них самих, все они говорят нечто о мире. Но как мозг, это серое вещество внутри головы, может быть "о чем-либо"? Ведь в конечном счете мозг состоит из атомов, как и все материальные вещи. Почему же совокупность этих атомов может иметь представление о других вещах, а атомы составляющие камни и деревья таким свойством не обладают? До известной степени избежать подобных труднейших вопросов позволяет теория, которая в современной философии сознания получила название функционализма. В ней явления и процессы сознания рассматриваются не как физические состояния мозга, а как его "функциональные состояния". При этом мозг понимается как очень сложная система, которая помимо физических свойств обладает свойствами более высокого уровня - системными и функциональными свойствами. Для более конкретного объяснения этого сторонники функционализма предполагают аналогию между мозгом и компьютером. В самом деле, все части компьютера, несомненно, чисто материальны, они сделаны из железа, меди, кремния и других веществ. Но в функционировании компьютера эти физические элементы и их состояния являются только основой для работы разнообразных и часто очень сложных программ. Вот эти-то программы и есть то, что аналогично работе сознания: психические состояния и процессы должны быть описаны как программное обеспечение сложнейшего биологического компьютера-мозга, как его "функциональная организация". И подобно тому, как компьютерные программы могут работать на разных по своему устройству компьютерах, с разными процессорами и т.п., так и сознательные процессы нельзя отождествлять с непосредственными физико-химическими или физиологическими состояниями мозга, но их можно понять как его функциональные состояния.Разумеется, и у такого подхода есть свои слабости, главная из которых, по мнению его критиков, состоит в том, что это решение проблемы "сознание-мозг" все еще остается в рамках картезианского дуализма. Поэтому некоторые представители современной философии сознания предлагают вообще отказаться от закрепившегося в нашей культуре представления Декарта о человеке как о "духе в машине". Можно исходить, например, из того, что человек изначально есть разумное животное, способное к различным видам сознательного поведения, что личность нельзя разделять на два особых мира, и что в свете этого нужно дать новое истолкование всех основных понятий, в которых мы описываем сознание, - от простейших ощущений до самосознания и интеллектуальных процессов. концепции: «светлое пятно» (возможно одновременное действие нескольких прожекторов); повторный вход возбуждения и информационный синтез; связь сознания с речью; уровни восприятия окружающего мира и структура субъективного мира человека. Концепции различны, но они не противоречат друг другу: каждая опирается на свой экспериментальный материал и привлекает внимание к определенному аспекту проблемы. Концепция «светлого пятна», впервые высказанная И. П. Павловым, получила свое развитие в новейших гипотезах в виде «теории прожектора». Эта концепция была сформулирована Ф.Криком – соавтором теории двойной спирали и нобелевским лауреатом.Идея о повторном входе возбуждения в нервные структуры как базисном механизме возникновения субъективного опыта высказывалась в последние годы многими авторами. Наиболее полно она была развита в трудах нобелевского лауреата (за исследование антител) Дж. Эделмана (Edelman, Tononi, 2000), теория сознания которого получила достаточно широкую известность. Концепция коммуникативной природы сознания была разработана П. В. Симоновым. По его определению, сознание представляет собой знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям, что находит отражение в этимологии слова «сознание» - «совместное знание». Наконец, по мысли Д. Эдельмана и Д. Тонони, в основе «сознания высшего порядка», связанного с речью, лежит тот же принцип повторного входа возбуждения в поля лобной, височной и теменной коры, ответственные за выполнение отдельных функций, с реализацией речевыми центрами полученной информации в соответствующих фонема Четвертая концепция об уровнях восприятия окружающего мира и структуре субъективного мира человека более сложна и поэтому требует более подробного изложения в последующих самостоятельных главах данной статьи. Основное направление развития нашего разума связано с формированием речевых навыков - употреблением у трехлетних детей предложений из более чем 3 слов. Далее этот процесс продолжает развиваться по прежней «траектории», достигая уровня около семи слов примерно к 12 годам и наконец, семи идей или понятий, с которыми «исполнительный компонент» рабочей памяти может работать одновременно у взрослых людей (подробнее).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: