Проблема развития в истории и в науке (софистика, эклектика, метафизика). Прогресс и регресс

Софистика (от греч. sophistike — умение хитро вести прения), 1) философское течение в Древней Греции, созданное софистами. 2) Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов (см. Софизм).

Софистика, два умственных течения у древн. греков; первое относится к V в. до Р. Хр., второе ко II в. по Р. Хр. Представители древней С. (Горгий, Протагор, Продик, Гиппий и др.) преимуществ. софисты в Афинах, противопоставляли прежнему мировоззрению, основан. на мифол. верованиях, смелый субъективизм, исходивший из положения: «человек есть мера вещей». Древние софисты имели заслуги в области грамматики, риторики и проч., но против их поверхностности, нравствен. беспринципности выступили Сократ, Аристофан и др., благодаря которым и установилось современ. значение слов: софизм, софист. Schanz, «Die Sophisten» (1867); Гиляров, «Греч. софисты» (1888).- Новая С. (II—IV вв. по Р. Хр.), литературное явление, выразившееся в возрождении греч. прозы и красноречия, преимущ. в Афинах, Смирне, Константинополе и др. Альтернативой диалектики также софистика, поскольку она выступает одним из негативных проявлений метафизического способа мышления Софистика (от греч sophismal-рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении и законов логики) оказывается в форме аргументации, основанной на субъективистском толковании фактов, событий ради сохранения и утверждения существующих теоретических положений и оправдания существующего порядке вещей В своих построениях софистика использует различные логические ошибки, подмену понятий, неверные формы выводов, а также языковые уловки и ухищрения, многозначность понятий Распространенным видом софист ики является манипулирование фактами, с помощью которых можно доказать что угодно В наше время софистика широко используется для того, чтобы доказать, что в истории советского общества вообще нет никакой св итлои пятна, а есть только ошибки метафизичность такого подхода очевидна, так как подобный подход односторонний, а значит, антидиалектичнытичний. Критикуя софистику, следует иметь в виду, что в истории развития науки она выполняет и положительную роль, способствуя выработке научной критики устаревших положений сознания, ибо возникает как ответная реакц ция на угрозу системы знаний, которая сложилась.

Эклектика. В процессе познания метафизика часто проявляется в форме эклектики Эклектика (от греч elektikos - тот, что выбирает)-это механическое соединение в одном учении разнородных, органически несовместимых элем энтов, которые беспринципно заимствуют из противоположных концепций; использования и подтасовки с определенной тенденциозной целью вырванных из контекста фактов, формулировок, цитат и т.д. Эклектика - это, образно говоря, \"мешанина\", поэтому она не является ни теорией развития, ни теорией познания, ни методом, ни мировоззрением Опасность эклектики заключается в том, что она нередко маскируется под диалектикпід діалектику. Эклектика, эклектизм, эклектицизм (от греч. ekiektikós — способный выбирать, выбирающий), соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Термин «Э." ввёл Потамон из Александрии (2 в.), который назвал свою школу эклектической. Истоки Э. — в подмене одних логических оснований другими. Пустоту и бесплодность таких построений отмечали многие философы, начиная с Сократа и Аристотеля. Э. резко критиковали классики марксизма-ленинизма. В. И. Ленин указывал на подмену оснований, подрыв целостности предмета как на характерную особенность Э.: «… подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития».

Метафизика, в буквальном смысле -«то, что после физики»; так были названы Андроником Родосским в изданном им сборнике сочинений Аристотеля статьи, не имеющие собственного заглавия и помещенные им после трактатов по физике. Впоследствии название М. стали прилагать к наиболее общей части философии, к учениям о высших принципах познания (онтология), о Боге, о первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли, причем до Канта все названные вопросы рассматривались догматически, допуская возможность абсолютного познания. В этом смысле под М. ныне разумеют не критическую (по терминологии Канта) философию, решающую высшие вопросы познания, исходя из положения о тождестве познания и действительности. Позитивная философия Канта признает самую постановку метафиз. вопросов. выходящих за пределы возможного знания.Метафизика, 1) философская «наука» о сверхчувствительных принципах бытия. Термин «М." имеет искусственное происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, озаглавил «Metà a tà physiká" («после физики») его книгу о «первых родах сущего». Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то «первой философией», то «наукой о божестве», то просто «мудростью». В современной западной буржуазной философии термин «М." часто употребляется как синоним философии. 2) Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Оба указанных смысла понятия М. исторически преемственны: возникнув как основная философская «наука» о началах всего сущего, М. на определённом этапе, на базе механистического естествознания 17 в., была переосмыслена как общий антидиалектический метод. Это переосмысление сочеталось с отрицательным отношением к М. как философской спекулятивной науке, которой был противопоставлен метод точных наук — механики и математики — в качестве научного образа мышления. В качестве метода мышления, противоположного диалектике, М. впервые была истолкована в идеалистической форме Г. Гегелем. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин показали научную несостоятельность метафизического метода мышления. Именно в марксизме понятие «М." приобрело указанный смысл и в терминологическом отношении.

Прогресс и регресс. философии выделяются две главные линии развития: прогресс и регресс.Прогресс (от лат. Progressus) - движение вперед, успех - направление развития, которое характеризуется от низшего к высшему, от самого простого к более сложному, совершенному.Регресс (от лат. Regressus - обратное движение) - такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. В общественной жизни это может быть застой в развитии экономики, политики, духовной сфере.

Возможность регресса в обществе связан со сложностью и противоречивость исторического процесса, с проявлением субъективизма (чего нет в природе), а поэтому история идет зигзагами и крутыми дорогами, выстраиваясь в общую линию развития: переход от одной общественно-экономической формации к другой, смена цивилизаций.

Дальнейшее обоснование принципа развития, как и всей диалектики, происходит в категориях и законах. Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т. д.). Начиная с середины 19 в. понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием (наиболее значительный вклад в это внесла концепция материалистического понимания истории, созданная Марксом и Энгельсом) и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым бо́льшую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется регрессом. О прогрессе можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем её подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении какой-либо подсистемы автоматически не влечет за собой прогресса системы в целом. Так, прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов. Прогресс и регресс — диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причём взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. «…Каждый прогресс в органическом развитии, — отмечал Энгельс, — является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: