История развития представлений о функциональной асимметрии головного мозга

1. Концепция левополушарной доминантности. Левое полушарие является полностью доминантным в отношении организации высших психических функций.

2. Относительная доминантность левого полушария по отношению к речевым функциям и к таким психическим процессам, которые опосредованы речью, и относительная доминантность правого полушария в отношении организации невербальных функций.

3. Каждое полушарие вносит в любую ВПФ свой специфический вклад. Другими словами, ни одно из полушарий не может рассматриваться как доминирующее по отношению к той или иной ВПФ. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, который оно вносит в общую мозговую организацию любой психической функции.

Основные положения современной концепции функциональной асимметрии мозга.

Функциональная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер.

Выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии. Каждые из указанных видов асимметрий подразделяются на множество других парциальных видов. Например, внутри моторной асимметрии можно выделить ручную, ножную, глазодвигательную и т.д. Соотношение этих асимметрий у разных людей может быть различным. Например, по типу асимметрии «рука-глаз-ухо» у людей было выявлено 8 вариантов. Таким образом, «профили асимметрии» у разных людей разные.

Каждая форма асимметрий характеризуется определенной степенью.

Можно говорить о слабой и сильной асимметрии. Могут существовать, в частности, психические амбидекстры.

Функциональная асимметрия головного мозга – это продукт действия биосоциальных механизмов.

Основы функциональной специализации являются врожденными, однако, по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение межполушарной асимметрии. Например, раньше всего появляется асимметрия электрической активности в моторных и сенсорных зонах коры, позже – в ассоциативных областях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: