Симметрия и асимметрия. Единство формы и содержания

Единство формы и содержания

Свойства и качества композиции

Композиция любого изделия обладает качествами. Наиболее важные из них определяют форму предмета и являются обязательными. К ним относятся уже упомянутые объемно-пространственная структура и тектоника, а также пропорциональность, масштабность, композиционное равновесие, единство характера формы, колористическое и тональное единство, которые обеспечивают гармоническую целостность формы. К обязательным и важным качествам композиции относят также единство стиля (современность изделия, соответствие его эстетическим запросам общества) и образность.

Понятия единства слагается из соответствия формы и содержания в функциональном плане, в эксплуатационном плане (т.е. имеется в виду влияние окружающей среды) и соответствия формы и содержания в эмоциональном плане, т.е. создания определенного эмоционального настроя. Если два первых слагаемых, являются необходимыми предпосылками для создания образного решения, то третье (т.е. выразительность в сфере эмоционального воздействия) имеет непосредственное отношение к образности.

Для изделий промышленного искусства, функциональная целесообразность которых входит существенным элементом в состав художественно-образного решения, единство формы и содержания, прежде всего, означает максимальное раскрытие через соответствующую художественную форму функционального назначения объекта, утилитарной сущности изделия, его социальной значимости. В этом главная и специфическая особенность соответствия формы и содержания для изделий промышленного искусства. Несмотря на взаимопроникновение утилитарного и эстетического начала, в большинстве случаев утилитарное здесь остается доминирующим и определяющим форму. Изделия должны быть полезными, удобными и эстетичными.

Для некоторых сложных изделий промышленного назначения, таких как станки или технологическое оборудование, где функциональные процессы довольно сложны и многоплановы, выбор главной темы в поиске характера формы, выявление наиболее существенных черт и раскрытия основной функции объекта, является наиболее сложным и существенным моментом в процессе создания выразительной формы. Когда модернизируется изделие с уже хорошо знакомой функцией или проектируется новое изделие м нетрадиционной утилитарной сущностью, необходимо, чтобы в характере решения ясно прочитывалось, для чего предназначено данное изделие. Определенная прочитываемость функции в изделии является не только основой его эстетических достоинств, но также способствует оптимизации рабочего процесса, стимулирует более качественное выполнение работы, облегчает обращение со сложными техническими объектами. И наоборот, запутанная, сложная форма зрительно утомляет человека.

Однако в процессе формообразования не только функциональная первопричина влияет на выбор средств художественной выразительности. Не менее важно для приближения к правильному образному решению, для достижения необходимого соответствия формы и содержания выразить в форме изделия особенности его эксплуатации, т.е. выявить влияние на характер формы окружающей обстановки и конкретной среды, в которой данное изделие будет эксплуатироваться.

Образность в художественном конструировании изделия промышленного назначения, заключается в том, что выразительная форма изделия в полной мере соотносится с его содержанием не только в функциональном и эксплуатационном, но и художественном плане. В этом случае оно включает в себя эмоционально-эстетическую оценку в свете определенных общественно-эстетических идеалов. Поэтому при выборе характера формы изделия с целью создания наиболее точного образного решения дизайнер должен четко и максимально полно формулировать проектную задачу.

В любом промышленном изделии должен быть определенный композиционный замысел, определенный порядок и его построение, должно быть что-то главным, основным, ведущим, что-то второстепенным, подчиненным этому главному; должна быть связь взаимное подчинения частей между собой, их взаимозависимость и обусловленность. Если этого не будет, произведение распадается на отдельные, ничем не связанные самостоятельные части.

Возьмем какой-нибудь механизм или машину. Если отдельные части его будут работать совершенно самостоятельно, без всякой связи и соподчинения, то механизма как такового (как определенной кинематической схемы) не будет. Необходимо, чтобы одни части были главными, ведущими, другие – им подчиненными, зависимыми, ведомыми.

Точно также должен быть построен этот механизм и в композиционном отношении. Первое условие достижения целостности, композиционного единства – главное должно решаться более крупно по абсолютным размерам и по масштабному строю; второстепенное, подчиненное – более мелко, более дробно. Действительно если взять например, обложку книги, плакат и т.п., то основная, главная надпись всегда набирается крупным шрифтом, второстепенная – более мелким, третьестепенная – еще мельче и т.д. Но этого условия не всегда достаточно для достижения целостности, композиционного единства.

Сравним композицию передних панелей двух телевизоров (рис.7.4, а, б). В обоих случаях панель состоит из двух частей: большей – кинескопа и меньшей – панели с органами управления [2].

Рис. 7.4. Композиционные решения передних панелей телевизоров

В первом телевизоре панель – единое целое (рис.7.4, а). Это достигнуто за счет того, что кинескоп решен статично, его вертикальная ось – центр композиции всей панели. Правая часть с органами управления трактуется не как самостоятельная независимая деталь, а как подчиненная; своей асимметричной формой, раскрывающейся в сторону кинескопа, и асимметричным расположением ручек переключения и настройки она активно направлена к главной оси и подчинена кинескопу. Левая главная часть также не может существовать самостоятельно, так как она тоже имеет, хотя и меньшую, но все же встречную направленность за счет уширения вправо поля – фона вокруг кинескопа. Таким образом, общая несимметричная форма кривой в этом случае предполагает ее продолжение вправо и предопределяет положение именно с этой стороны и именно такой, а не иной формы панели с органами управления. Таким образом, создана органичная целостная структура.

На рис.7.4, б передняя плоскость в большом телевизоре скомпонована таким образом, что обе части – и кинескоп, и панель с органами управления – решены совершенно независимо одна от другой. Каждая часть, в том числе и второстепенная с органами настройки, имеет свою ось симметрии и поэтому статична, не имеет никакого тяготения к соседней. Их соединение, поэтому в одну вещь не органично, а случайно. Это механически представленные друг к другу два самостоятельных элемента, две вещи в одной раме.

Таким образом, второе условие: главное – в центре композиции; все остальные части не безразличны к главному, они должны иметь направленность, тяготение к нему по расположению, по смещению, по учащающему ритму деталей либо по асимметричности формы.

Третье условие достижения целостности, композиционного единства: ло-

гичность в построении общей объемно-пространственной структуры предмета, общей формы и форм отдельных его деталей.

Удачным художественно-техническим композиционным решением можно назвать размольный блок вальцевого станка [3].

Рис. 7.5. Композиция размольного блока вальцевого станка

Вспомогательные элементы блока подчинены главному в виде двух вальцов и имеют тяготение к ним по расположению и смещению.

Однако композиционные решения отечественного вальцевого станка (рис. 7.6) в котором встроен размольный блок (рис. 7.5.) весьма архаично и требует существенной доработки.

Рис. 7.6. Электронная модель вальцевого станка.

Примером художественно-технического решения вальцевого станка является конструкция станка концерна Бюлер (рис. 7.7) [3].

Рис. 7.7. Восьмивалковый вальцовый станок МДДТ серии «Антарес» концерна Бюлер

В отличие от конструкции станка, представленной на рис. 7.6 вальцовый станок МДДТ (рис. 7.7) имеет не только симметричную сбалансированную форму в виде органичной целостной структуры, но и ряд эргономических преимуществ. Например, впускной патрубок выполненный в виде усечённой призмы, обеспечивающий равномерное распределение продукта по всей длине дозирующих валиков, а механизм питания скомпонован в виде откидного модуля обеспечивающего лёгкость и удобство, как установки, так и съёма питателя.

Симметричной называется всякая фигура, которая состоит из геометрически и физически равных частей, должным образом расположенных относительно друг друга. Под геометрическим равенством подразумевается совместимое (конгруэнтность) либо зеркальное равенство.

Существует три основных вида симметрии: зеркальная, осевая, винтовая. Зеркальная симметрия подразумевает наличие оси и зеркальное, т.е. полное, отражение в одну и другую стороны. Осевая симметрия обусловлена конгруэнтностью (равенством геометрических фигур в осевых сечениях) и достигается вращением фигуры относительно оси симметрии. Например, можно представить люстру, у которой три рожка. Она симметрична, но здесь нет зеркальности отражения, а есть повторяемость, совместимость одной и той же формы через определённый угол. Так, рожок люстры повторяется через 120°. Винтовая симметрия достигается в результате вращательного движения линии или плоскости вокруг неподвижной оси с постоянной угловой скоростью и одновременно поступательного движения вдоль оси. Спираль, винты, винтовые лестницы – вот наиболее простые случаи такой симметрии.

Однако в природе абсолютной симметрии нет. Отступления от симметрии неизбежны и в технике, так как они обуславливаются функциональными и конструктивными факторами. Но они вполне допустимы, так как сами по себе не дезорганизуют форму. Однако, в этих случаях ассиметричные элементы необходимо органически увязать с остальным строем формы, композиционно уравновесить, и тогда симметричная в своей основе композиция с определенными отступлениями может стать упорядоченной.

При асимметричной композиции отдельные элементы лишены своей связующей – оси симметрии, поэтому работа над асимметричной формой сложнее, чем над симметричной. Соподчинение элементов формы в данном случае сводится к соблюдению композиционного равновесия.

Под композиционным равновесием понимается такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие неадекватно простому равенству элементов и зависит от распределения основных масс композиции относительно её центра.

Оно связано с характером организации материала и пространства, пропорциями, расположением главной и второстепенной осей, с цветовыми и тональными отношениями частей целого.

В качестве примера рассмотрим один из случаев проявления симметрии и асимметрии и покажем особенности достижения гармонии с помощью этих средств композиции.

На рис. 7.8 показаны примеры проявления симметрии и асимметрии и их сосуществование в форме станка [2].

Рис. 7.8. Проявление симметрии и асимметрии в композиции формы станка

Типичная для многих станков условная модель (рис. 7.8, а) –симметричная. Модель на рис. 7.8, б – развитая исходная форма с усиленной симметрией. На рис. 7.8, в появился асимметричный элемент, который еще не вызывает нарушения симметричной в основе формы станка. На рис. 7.8, г выступ настолько активный, что асимметричное включение перешло некоторый допустимый предел и противоречит симметричной основе композиции. Уравновесить композицию с односторонне развитым объемом можно, например, путем уменьшения значимость этого объема и смещения колонны в противоположную сторону. Форма станка на рис. 7.8, д в результате таких операций стала асимметричной. Асимметричность может быть поддержана в развита дополнительными деталями. Но появление асимметричной композиции достаточно сильной местной оси симметрии может также вызвать противоречие, как это случилось со станком на рис. 7.8, с, в котором часть стала слишком независимой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: