Финансы и финансовая система

Экономическая сущность финансов

Понятие "финансы" неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-де­нежных отношений происходит непрерывный процесс дви­жения денег, переход их от одного владельца к другому. Финансы в переводе означает "наличность, доход"; в широком смысле — "де­нежные средства, денежные обороты". Финансы всегда име­ют денежную форму. Очевидно, поэтому понятие "финансы" зачастую отож­дествляют с понятием "деньги". Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняе­мым функциям.

Деньги — это товар особого рода, стихийно выделив­шийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассо­циированных товаропроизводителей. Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют три функции: единица учета стоимости; средство платежа; средство накопления.

Если деньги можно считать всеобщим платежным средством, то финансы — это экономический инструмент распределе­ния и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля над обра­зованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы пу­тем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денеж­ных средствах, но и контроль над расходованием финансо­вых ресурсов.

Финансы непос­редственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Денежные средства - это деньги, находящиеся в полном распоряжении экономических субъектов и используемые ими свободно, без целевого назначения и ограничений. Денежные фонды - это обособившаяся часть денеж­ных средств, имеющая целевое назначение и относительную само­стоятельность функционирования. Денежные фонды бывают цент­рализованными и децентрализованными. Централизованные денежные фонды, формируемые и используемые государством (бюджет, специальные целевые фонды, внебюджетные фон­ды) в лице его органов федеральной, региональной и местной вла­сти. Децентрализованные денежные фонды - фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов и граждан.

Совокупность денежных отношений, возникающих в свя­зи с движением средств денежных фондов, образует фи­нансовые отношения. Финансовые отношения, выражая непрерывное движение сто­имости, циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяй­ствования и классифицируются следующим образом:

• финансовые отношения, реализуемые с участием межнацио­нальных финансовых институтов (МВФ, МБРР и др.), госу­дарств и отдельных юридических лиц, определяемые как меж­дународные (межнациональные) финансы;

• финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государ­ственные (публичные) финансы;

• финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяй­ствования, определяемые как финансы хозяйствующих субъек­тов (предприятий);

• финансовые отношения с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как финансы граждан (частные фи­нансы).

Общим для всех перечисленных отношений является то, что они возникают, как результат определенных хозяйственных и финансо­вых операций, инициированных самим экономическим субъектом или другим участником экономического процесса; выражены в де­нежной форме; представляют собой совокупность выплат и по­ступлений денежных средств экономического субъекта и опосре­дованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.

Таким образом, финансы — это система экономичес­ких отношений, связанных с формированием и использо­ванием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы вклю­чают конкретные формы и методы взаимосвязей между го­сударством, предприятиями, организациями и гражда­нами.

В понятие "финансы" включается совокупность всех финансовых отношений, а также совокупность средств де­нежных фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий (организаций). К финансам относятся также отношения по поводу образования и использования кре­дита.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:

♦ экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выс­тупают материальной основой существования финансов;

♦ в процессе экономических отношений осуществля­ется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование. Сущность фи­нансов, их конкретное содержание раскрываются в их фун­кциях.

Функции финансов

Финансы выполняют три основные функции:

1)воспроизводственную; 2) распределительную; 3) контрольную.

Сущность воспроизводственной функции заключается в формировании денежных фондов и получении наличных денежных средств, необходимых для функционирования экономических субъектов. Посредством выполнения этой функции финансы об­служивают кругооборот средств в индивидуальном и обществен­ном воспроизводстве.

Распределительная функция финансов тесно связана с воспроизводственной функцией, так как ранее сформированные денежные фонды и полученные денежные средства подлежат распределению и использованию для удовлетворения соответствующих целевых потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. Рас­пределительный процесс характеризуется сложностью и многогран­ностью, включает в себя как первичное распределение, так и перерас­пределение совокупного общественного продукта, протекает на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни — в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовому рас­пределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения.

Сущность контрольной функции заключается в создании и использовании финансового контроля за количественными и ка­чественными параметрами процессов формирования и расходова­ния денежных фондов и наличных денежных средств. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они высту­пают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного обще­ственного продукта и национального дохода. Благодаря конт­рольной функции общество знает о том, как складываются пропор­ции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных экономи­ческих субъектов, насколько экономно и эффективно они исполь­зуются и т. д. Контроль над реальным денежным оборотом может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяй­ственным, общественным и независимым (аудиторским). Инстру­ментом реализации контрольной функции выступают финансовые показатели, имеющиеся в бухгалтерской, статистической и опера­тивной отчетности. Они позволяют увидеть различные стороны работы экономических субъектов и оценить результаты их хозяй­ственной деятельности, а также принять меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

В современных условиях финансы, помимо вышеперечислен­ных, выполняют следующие функции:

• функцию финансового регулирования;

• функцию управления денежным потоком и финансовыми отно­шениями;

• защитную функцию.

Функция финансового регулированияфинансов двояка. С одной стороны, финансы при осуществлении экономическим субъектом финансово-экономических задач выполняют роль катализатора (стимула) количественного и качественного развития производства и потребления, ключевого элемента управления экономикой на мак­ро- и особенно на микроуровнях. С другой стороны, функция фи­нансового регулирования проявляется в том, что неэффективное ис­пользование финансовых ресурсов может привести к снижению эффективности работы экономических субъектов, затормозить дви­жение их к намеченным социально-экономическим показателям. Финансовое регулирование может быть международным, федераль­ным, региональным, муниципальным, ведомственным (отрас­левым), внутрихозяйственным и внутрисубъектным.

Функция управления денежным потоком и финансовыми от­ношениями выражается через функционирование финансового менеджмента. Финансовый менеджмент — это система рациональ­ного управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и источников их формирования, инвестициями и органи­зацией финансовых отношений с целью обеспечения финансовой устойчивости экономического субъекта. Финансовый менеджмент может осуществляться на различных уровнях: на международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном (от­раслевом), внутрихозяйственном и внутрисубъектном. На каждом из этих уровней финансовый менеджмент проявляется в предвидении возможных состояний денежных потоков, финансовых ресурсов и финансовых отношений в ближайшей и в отдаленной перспективе, в умении определить объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств, как на ближайшую, так и на долго­срочную перспективу, предпринимать необходимые меры для со­хранения платежеспособности экономического субъекта.

Защитная функция финансов проявляет себя в том, что экономический субъект ищет средства и формы защиты от возможных нежелательных последствий, стабилизирующие финансовую дея­тельность. Стабильность обеспечивается благодаря механизму перераспределения финансовых ресурсов и формированию должной нормативно-законодательной базы, обеспечивающей для всех эко­номических субъектов стабильные условия осуществления ими своей хозяйственной деятельности. Защитная функция связана с правовым, информационным обеспечением возможных перерас­пределений. Одним из возможных механизмов перераспределения финансо­вых ресурсов, а именно механизмом перераспределения доходов и накоплений, образованных в процессе первичного распределения национального дохода, является страхование. В современной эко­номике страхование является финансовым стабилизатором, позво­ляющим обществу компенсировать ущербы, которые наступают вследствие непредвиденных случайных событий, наносящих урон государству, народному хозяйству и населению. Страхование обес­печивает нормальное общественное воспроизводство на всех уров­нях: международном, федеральном, региональном, муниципаль­ном, ведомственном, внутрихозяйственном и внутрисубъектном. На каждом из этих уровней защитная функция проявляется, поми­мо использования страхового механизма, в создании правовой базы, регулирующей международные и национальные финансовые отношения, в предоставлении политических и экономических га­рантий стабильной экономической деятельности экономических субъектов на всех уровнях финансовых отношений.

Финансовая система

Финансовая система — это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством сово­купность сфер финансовых отношений, финансовых институтов и финансовых органов, посредством которых обеспечивается моби­лизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей общества.

Финансовые институты — это учреждения (хозяйствующие субъекты или индивидуальные предприниматели), осуществляющие операции на финансовом рынке. К ним относятся банки, об­щие фонды банковского управления, биржи, инвестиционные ин­ституты и некоммерческие финансовые институты.

Финансовые органы — органы исполнительной власти различно­го уровня, законодательно наделенные полномочиями по регули­рованию и контролю конкретных сфер и звеньев финансовой си­стемы государства. К ним относятся Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Департамент федерального казна­чейства, Департамент по надзору за страховой деятельностью), Министерство государственного имущества РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др.

Финансовая система РФ состоит из трех взаимодействующих составляющих (звеньев), формирующих целостное образование:

государственные (публичные) финансы;

финансы хозяйствующих субъектов (предприятий);

финансы граждан (частные финансы).

Они, в свою очередь, включают в себя определенную совокуп­ность элементов. Каждая составляющая финансовой си­стемы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает опреде­ленную группу финансовых отношений.

Государственные (публичные) финансы — это сфера финансо­вых отношений функционирующих с прямым участием государ­ства, по поводу формирования и использования денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Эта си­стема отношений связана, в основном, с процессом перераспреде­ления национального дохода. Государственные финансы формиру­ются за счет налогов, сборов, госпошлин, штрафов, внешних, федеральных и местных займов, лотерей, доходов, полученных от государственных предприятий, и т. д. В состав государственных финансов входят государственный кредит, го­сударственное страхование, внебюджетные формы, бюджетная система.

Государственный кредит — совокупность экономических отно­шений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта. В качестве кредитора государство осуществляет централизован­ное кредитование отраслей, регионов и отдельных юридических лиц. Предоставление денежных средств (кредитов) происходит на условиях срочности, платности и возвратности. В качестве заемщика государство в лице конкретных органов государственной власти привлекает денежные средства (займы) от российских и иностранных физических и юридических лиц, иност­ранных государств, международных финансово-кредитных орга­низаций (МВФ, Парижский клуб, Лондонский клуб и др.). При­влечение денежных средств возможно либо в виде получения кредитов у специализированных организаций или неспециализи­рованных хозяйствующих субъектов, либо путем выпуска и разме­щения долговых государственных ценных бумаг (облигаций и каз­начейских векселей).

В качестве гарантагосударство в лице конкретных органов го­сударственной власти различного уровня берет на себя ответствен­ность за невыполнение обязательств, взятых физическими и юри­дическими лицами, резидентами страны. В роли финансового гаранта государство выступает в процессе предоставления коммер­ческими банками ссуд различным категориям заемщиков из числа юридических лиц, а также в процессе привлечения в страну иност­ранных инвестиций.

Государственное страхование — это создание целевых страхо­вых фондов в денежной и натуральной форме, которые обеспечи­вают возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий, не­счастных случаев и других неблагоприятных явлений различного рода, оказание материальной помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни, а также способствуют их пре­дупреждению.

Государственное страхование выполняет следующие функ­ции:

- аккумулирующую, реализуемую в процессе формирования целе­вых страховых фондов государства;

- перераспределительную, реализуемую путем перераспределения или выравнивания ущерба по территории и во времени;

- предупредительную, реализуемую путем использования части страховых фондов на уменьшение степени и последствий раз­личных неблагоприятных событий;

- регулирующую, реализуемую путем государственного регулиро­вания общественного процесса воспроизводства через механизм обязательного государственного страхования;

- гарантийную, реализуемую путем предоставления государством гарантий страховой защиты населению страны, его отдельным категориям граждан;

- рисковую, реализуемую в процессе возмещения ущерба юриди­ческим и физическим лицам при возникновении различных не­благоприятных событий;

- социальную, реализуемую в процессе материальной защиты граждан путем выплат пенсий, пособий через систему государ­ственного социального страхования, тем самым обеспечивая поддержку уровня жизни граждан;

- инвестиционную, реализуемую путем вложения средств стра­ховых резервов государства в различные отрасли народного хо­зяйства посредством прямых и портфельных инвестиций, тем самым, способствуя развитию технического прогресса и внедре­нию новых технологий;

- контрольную, реализуемую путем осуществления контроля за строго целевым формированием и использованием средств стра­хового фонда.

Государственное страхование может выступать в двух формах: создания государственных страховых резервов и обязательного государственного страхования.

Государственные страховые резервы (фонды ) представляют собой систему фондов, формируемых по функциональному назна­чению, и предназначенных для использования в интересах госу­дарства, отдельных отраслей народного хозяйства и субъектов соб­ственности (физических и юридических лиц). Они являются необходимым и обязательным элементом общественного воспро­изводства и формируются за счет средств, изъятых из НД. Резервы создаются для материальной защиты физических и юридических лиц, а также самого государства от неожиданных негативных со­бытий и предназначаются для оперативного преодоления последствий чрезвычайных ситуаций в общественно-экономических процессах и для поддержания устойчивости нацио­нальной экономики. К государственным страховым резервам (фон­дам) относятся: Централизованный страховой (резервный) фонд, Федеральный фонд страхования активов банковских учреждений России, отраслевые фонды (семенные и фуражные фонды, созда­ваемые в аграрном секторе РФ) и др.

Обязательное государственное страхование — некоммерческая форма страхования, имеющая целью обеспечения социальных инте­ресов населения страны в целом и отдельных групп граждан, выде­ленных по критериям наличия социальных рисков. Оно включает в себя обязательное общее страхование и обязательное профессио­нальное страхование.

Обязательное государственное общее страхование включает в себя систему обязательного государственного социального страхо­вания РФ, в которой страхование осуществляется через государ­ственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд со­циального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

Обязательное государственное профессиональное страхование осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых мини­стерствам и другим федеральным органам исполнительной власти, которые являются страхователями по этим видам страхования. ГК РФ (ст. 969) предусматривает возможность обязательного госу­дарственного страхования здоровья, жизни, имущества государ­ственных служащих определенных категорий.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней управления.

Помимо бюджетной системы, государственного кредита, госу­дарственного страхования, государственные финансы могут вклю­чать в себя резервы Центрального банка РФ, фонды унитарных го­сударственных предприятий, фонды бюджетных организаций.

В зависимости от уровня государственного управления государ­ственные (публичные) финансы можно разделить на федеральные, региональные финансы и местные финансы. Два последних уров­ня нередко объединяют под одним названием — территориальные финансы.

Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий) — это сфе­ра финансовых отношений, возникающих в процессе индивидуаль­ных кругооборотов средств предприятий и источников их фор­мирования, выраженных в виде различных денежных потоков (платежей).

В соответствии с ГК РФ организации подразделяются на ком­мерческие и некоммерческие, поэтому финансы хозяйствующих субъектов можно разделить на финансы коммерческих предприя­тий и организаций и финансы некоммерческих организаций.

Финансы коммерческих предприятий и организаций занимают важнейшее место в финансовой системе общества. Это связано с тем, что коммерческие предприятия и организации являются: 1) источниками основной части централизованно перераспределя­емых финансовых ресурсов общества; 2) основными источниками доходов физических лиц; 3) основными категориями участников финансовых рынков.

Финансы некоммерческих организаций предназначены для финансового обеспечения деятельности некоммерческих органи­заций, связанной с осуществлением ими целей, ради которых они созданы.

Цели создания некоммерческих организаций - цели, направленных на достижение общественных благ.

Финансы граждан (частные финансы) — это сфера финансовых отношений, субъектами управления которых выступают отдель­ные физические лица или семьи (группы физических лиц, ведущих совместное хозяйство, включая управление общими для них фи­нансовыми ресурсами).

Характерными особенностями финансов граждан являются: ограниченность (по размерам и видам) финансовых ресурсов в срав­нении с аналогичными ресурсами юридических лиц; приоритетная ориентация на цели потребительского, а не инвестиционного ха­рактера; влияние на объект управления субъективных факторов (психологических, психических, физиологических и др.).

Финансовые ресурсы граждан формируются за счет: заработной платы по основному месту работы и работы по совместительству; до­ходов от предпринимательской деятельности; социальных выплат (государственных пенсий, стипендий, пособий на детей); страховых выплат (из государственных и негосударственных страховых фон­дов); доходов по государственным и корпоративным ценным бумагам; доходов от недвижимости; доходов от реализации имущества; автор­ских гонораров; депозитов в банках; ссуд, кредитов, займов; выигры­шей в лотерею; наследства.

Таким образом, каждая составляющая (звено) финансовой си­стемы представляет собой определенную сферу финансовых отно­шений, а финансовая система в целом — целостная совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых фор­мируются и используются финансовые ресурсы. Для каждой состав­ляющей финансовой системы характерны своя специфика, осо­бенности функционирования, тем не менее, все составляющие взаимосвязаны между собой, так как один и тот же экономический субъект может быть участником нескольких сфер финансовых отно­шений или тип финансовых отношений может охватывать сразу все сферы финансовых отношений. Например, унитарные государ­ственные предприятия, бюджетные организации являются субъек­тами как государственных финансов, так и финансов предприятий. А такой тип финансовых отношений, как налогообло­жение, охватывает сразу все три сферы финансовых отношений: го­сударственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: