Экономическая сущность финансов
Понятие "финансы" неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому. Финансы в переводе означает "наличность, доход"; в широком смысле — "денежные средства, денежные обороты". Финансы всегда имеют денежную форму. Очевидно, поэтому понятие "финансы" зачастую отождествляют с понятием "деньги". Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей. Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют три функции: единица учета стоимости; средство платежа; средство накопления.
|
|
Если деньги можно считать всеобщим платежным средством, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль над расходованием финансовых ресурсов.
Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Денежные средства - это деньги, находящиеся в полном распоряжении экономических субъектов и используемые ими свободно, без целевого назначения и ограничений. Денежные фонды - это обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Денежные фонды бывают централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные фонды, формируемые и используемые государством (бюджет, специальные целевые фонды, внебюджетные фонды) в лице его органов федеральной, региональной и местной власти. Децентрализованные денежные фонды - фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов и граждан.
Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения. Финансовые отношения, выражая непрерывное движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и классифицируются следующим образом:
|
|
• финансовые отношения, реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов (МВФ, МБРР и др.), государств и отдельных юридических лиц, определяемые как международные (межнациональные) финансы;
• финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государственные (публичные) финансы;
• финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяйствования, определяемые как финансы хозяйствующих субъектов (предприятий);
• финансовые отношения с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как финансы граждан (частные финансы).
Общим для всех перечисленных отношений является то, что они возникают, как результат определенных хозяйственных и финансовых операций, инициированных самим экономическим субъектом или другим участником экономического процесса; выражены в денежной форме; представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств экономического субъекта и опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.
Таким образом, финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.
В понятие "финансы" включается совокупность всех финансовых отношений, а также совокупность средств денежных фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий (организаций). К финансам относятся также отношения по поводу образования и использования кредита.
Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:
♦ экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;
♦ в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование. Сущность финансов, их конкретное содержание раскрываются в их функциях.
Функции финансов
Финансы выполняют три основные функции:
1)воспроизводственную; 2) распределительную; 3) контрольную.
Сущность воспроизводственной функции заключается в формировании денежных фондов и получении наличных денежных средств, необходимых для функционирования экономических субъектов. Посредством выполнения этой функции финансы обслуживают кругооборот средств в индивидуальном и общественном воспроизводстве.
Распределительная функция финансов тесно связана с воспроизводственной функцией, так как ранее сформированные денежные фонды и полученные денежные средства подлежат распределению и использованию для удовлетворения соответствующих целевых потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. Распределительный процесс характеризуется сложностью и многогранностью, включает в себя как первичное распределение, так и перераспределение совокупного общественного продукта, протекает на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни — в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения.
Сущность контрольной функции заключается в создании и использовании финансового контроля за количественными и качественными параметрами процессов формирования и расходования денежных фондов и наличных денежных средств. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта и национального дохода. Благодаря контрольной функции общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных экономических субъектов, насколько экономно и эффективно они используются и т. д. Контроль над реальным денежным оборотом может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским). Инструментом реализации контрольной функции выступают финансовые показатели, имеющиеся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Они позволяют увидеть различные стороны работы экономических субъектов и оценить результаты их хозяйственной деятельности, а также принять меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
|
|
В современных условиях финансы, помимо вышеперечисленных, выполняют следующие функции:
• функцию финансового регулирования;
• функцию управления денежным потоком и финансовыми отношениями;
• защитную функцию.
Функция финансового регулированияфинансов двояка. С одной стороны, финансы при осуществлении экономическим субъектом финансово-экономических задач выполняют роль катализатора (стимула) количественного и качественного развития производства и потребления, ключевого элемента управления экономикой на макро- и особенно на микроуровнях. С другой стороны, функция финансового регулирования проявляется в том, что неэффективное использование финансовых ресурсов может привести к снижению эффективности работы экономических субъектов, затормозить движение их к намеченным социально-экономическим показателям. Финансовое регулирование может быть международным, федеральным, региональным, муниципальным, ведомственным (отраслевым), внутрихозяйственным и внутрисубъектным.
|
|
Функция управления денежным потоком и финансовыми отношениями выражается через функционирование финансового менеджмента. Финансовый менеджмент — это система рационального управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и источников их формирования, инвестициями и организацией финансовых отношений с целью обеспечения финансовой устойчивости экономического субъекта. Финансовый менеджмент может осуществляться на различных уровнях: на международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном (отраслевом), внутрихозяйственном и внутрисубъектном. На каждом из этих уровней финансовый менеджмент проявляется в предвидении возможных состояний денежных потоков, финансовых ресурсов и финансовых отношений в ближайшей и в отдаленной перспективе, в умении определить объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств, как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу, предпринимать необходимые меры для сохранения платежеспособности экономического субъекта.
Защитная функция финансов проявляет себя в том, что экономический субъект ищет средства и формы защиты от возможных нежелательных последствий, стабилизирующие финансовую деятельность. Стабильность обеспечивается благодаря механизму перераспределения финансовых ресурсов и формированию должной нормативно-законодательной базы, обеспечивающей для всех экономических субъектов стабильные условия осуществления ими своей хозяйственной деятельности. Защитная функция связана с правовым, информационным обеспечением возможных перераспределений. Одним из возможных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, а именно механизмом перераспределения доходов и накоплений, образованных в процессе первичного распределения национального дохода, является страхование. В современной экономике страхование является финансовым стабилизатором, позволяющим обществу компенсировать ущербы, которые наступают вследствие непредвиденных случайных событий, наносящих урон государству, народному хозяйству и населению. Страхование обеспечивает нормальное общественное воспроизводство на всех уровнях: международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном, внутрихозяйственном и внутрисубъектном. На каждом из этих уровней защитная функция проявляется, помимо использования страхового механизма, в создании правовой базы, регулирующей международные и национальные финансовые отношения, в предоставлении политических и экономических гарантий стабильной экономической деятельности экономических субъектов на всех уровнях финансовых отношений.
Финансовая система
Финансовая система — это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых институтов и финансовых органов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей общества.
Финансовые институты — это учреждения (хозяйствующие субъекты или индивидуальные предприниматели), осуществляющие операции на финансовом рынке. К ним относятся банки, общие фонды банковского управления, биржи, инвестиционные институты и некоммерческие финансовые институты.
Финансовые органы — органы исполнительной власти различного уровня, законодательно наделенные полномочиями по регулированию и контролю конкретных сфер и звеньев финансовой системы государства. К ним относятся Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Департамент федерального казначейства, Департамент по надзору за страховой деятельностью), Министерство государственного имущества РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др.
Финансовая система РФ состоит из трех взаимодействующих составляющих (звеньев), формирующих целостное образование:
государственные (публичные) финансы;
финансы хозяйствующих субъектов (предприятий);
финансы граждан (частные финансы).
Они, в свою очередь, включают в себя определенную совокупность элементов. Каждая составляющая финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определенную группу финансовых отношений.
Государственные (публичные) финансы — это сфера финансовых отношений функционирующих с прямым участием государства, по поводу формирования и использования денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Эта система отношений связана, в основном, с процессом перераспределения национального дохода. Государственные финансы формируются за счет налогов, сборов, госпошлин, штрафов, внешних, федеральных и местных займов, лотерей, доходов, полученных от государственных предприятий, и т. д. В состав государственных финансов входят государственный кредит, государственное страхование, внебюджетные формы, бюджетная система.
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта. В качестве кредитора государство осуществляет централизованное кредитование отраслей, регионов и отдельных юридических лиц. Предоставление денежных средств (кредитов) происходит на условиях срочности, платности и возвратности. В качестве заемщика государство в лице конкретных органов государственной власти привлекает денежные средства (займы) от российских и иностранных физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансово-кредитных организаций (МВФ, Парижский клуб, Лондонский клуб и др.). Привлечение денежных средств возможно либо в виде получения кредитов у специализированных организаций или неспециализированных хозяйствующих субъектов, либо путем выпуска и размещения долговых государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей).
В качестве гарантагосударство в лице конкретных органов государственной власти различного уровня берет на себя ответственность за невыполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, резидентами страны. В роли финансового гаранта государство выступает в процессе предоставления коммерческими банками ссуд различным категориям заемщиков из числа юридических лиц, а также в процессе привлечения в страну иностранных инвестиций.
Государственное страхование — это создание целевых страховых фондов в денежной и натуральной форме, которые обеспечивают возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий, несчастных случаев и других неблагоприятных явлений различного рода, оказание материальной помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни, а также способствуют их предупреждению.
Государственное страхование выполняет следующие функции:
- аккумулирующую, реализуемую в процессе формирования целевых страховых фондов государства;
- перераспределительную, реализуемую путем перераспределения или выравнивания ущерба по территории и во времени;
- предупредительную, реализуемую путем использования части страховых фондов на уменьшение степени и последствий различных неблагоприятных событий;
- регулирующую, реализуемую путем государственного регулирования общественного процесса воспроизводства через механизм обязательного государственного страхования;
- гарантийную, реализуемую путем предоставления государством гарантий страховой защиты населению страны, его отдельным категориям граждан;
- рисковую, реализуемую в процессе возмещения ущерба юридическим и физическим лицам при возникновении различных неблагоприятных событий;
- социальную, реализуемую в процессе материальной защиты граждан путем выплат пенсий, пособий через систему государственного социального страхования, тем самым обеспечивая поддержку уровня жизни граждан;
- инвестиционную, реализуемую путем вложения средств страховых резервов государства в различные отрасли народного хозяйства посредством прямых и портфельных инвестиций, тем самым, способствуя развитию технического прогресса и внедрению новых технологий;
- контрольную, реализуемую путем осуществления контроля за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.
Государственное страхование может выступать в двух формах: создания государственных страховых резервов и обязательного государственного страхования.
Государственные страховые резервы (фонды ) представляют собой систему фондов, формируемых по функциональному назначению, и предназначенных для использования в интересах государства, отдельных отраслей народного хозяйства и субъектов собственности (физических и юридических лиц). Они являются необходимым и обязательным элементом общественного воспроизводства и формируются за счет средств, изъятых из НД. Резервы создаются для материальной защиты физических и юридических лиц, а также самого государства от неожиданных негативных событий и предназначаются для оперативного преодоления последствий чрезвычайных ситуаций в общественно-экономических процессах и для поддержания устойчивости национальной экономики. К государственным страховым резервам (фондам) относятся: Централизованный страховой (резервный) фонд, Федеральный фонд страхования активов банковских учреждений России, отраслевые фонды (семенные и фуражные фонды, создаваемые в аграрном секторе РФ) и др.
Обязательное государственное страхование — некоммерческая форма страхования, имеющая целью обеспечения социальных интересов населения страны в целом и отдельных групп граждан, выделенных по критериям наличия социальных рисков. Оно включает в себя обязательное общее страхование и обязательное профессиональное страхование.
Обязательное государственное общее страхование включает в себя систему обязательного государственного социального страхования РФ, в которой страхование осуществляется через государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).
Обязательное государственное профессиональное страхование осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых министерствам и другим федеральным органам исполнительной власти, которые являются страхователями по этим видам страхования. ГК РФ (ст. 969) предусматривает возможность обязательного государственного страхования здоровья, жизни, имущества государственных служащих определенных категорий.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней управления.
Помимо бюджетной системы, государственного кредита, государственного страхования, государственные финансы могут включать в себя резервы Центрального банка РФ, фонды унитарных государственных предприятий, фонды бюджетных организаций.
В зависимости от уровня государственного управления государственные (публичные) финансы можно разделить на федеральные, региональные финансы и местные финансы. Два последних уровня нередко объединяют под одним названием — территориальные финансы.
Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий) — это сфера финансовых отношений, возникающих в процессе индивидуальных кругооборотов средств предприятий и источников их формирования, выраженных в виде различных денежных потоков (платежей).
В соответствии с ГК РФ организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие, поэтому финансы хозяйствующих субъектов можно разделить на финансы коммерческих предприятий и организаций и финансы некоммерческих организаций.
Финансы коммерческих предприятий и организаций занимают важнейшее место в финансовой системе общества. Это связано с тем, что коммерческие предприятия и организации являются: 1) источниками основной части централизованно перераспределяемых финансовых ресурсов общества; 2) основными источниками доходов физических лиц; 3) основными категориями участников финансовых рынков.
Финансы некоммерческих организаций предназначены для финансового обеспечения деятельности некоммерческих организаций, связанной с осуществлением ими целей, ради которых они созданы.
Цели создания некоммерческих организаций - цели, направленных на достижение общественных благ.
Финансы граждан (частные финансы) — это сфера финансовых отношений, субъектами управления которых выступают отдельные физические лица или семьи (группы физических лиц, ведущих совместное хозяйство, включая управление общими для них финансовыми ресурсами).
Характерными особенностями финансов граждан являются: ограниченность (по размерам и видам) финансовых ресурсов в сравнении с аналогичными ресурсами юридических лиц; приоритетная ориентация на цели потребительского, а не инвестиционного характера; влияние на объект управления субъективных факторов (психологических, психических, физиологических и др.).
Финансовые ресурсы граждан формируются за счет: заработной платы по основному месту работы и работы по совместительству; доходов от предпринимательской деятельности; социальных выплат (государственных пенсий, стипендий, пособий на детей); страховых выплат (из государственных и негосударственных страховых фондов); доходов по государственным и корпоративным ценным бумагам; доходов от недвижимости; доходов от реализации имущества; авторских гонораров; депозитов в банках; ссуд, кредитов, займов; выигрышей в лотерею; наследства.
Таким образом, каждая составляющая (звено) финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — целостная совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются финансовые ресурсы. Для каждой составляющей финансовой системы характерны своя специфика, особенности функционирования, тем не менее, все составляющие взаимосвязаны между собой, так как один и тот же экономический субъект может быть участником нескольких сфер финансовых отношений или тип финансовых отношений может охватывать сразу все сферы финансовых отношений. Например, унитарные государственные предприятия, бюджетные организации являются субъектами как государственных финансов, так и финансов предприятий. А такой тип финансовых отношений, как налогообложение, охватывает сразу все три сферы финансовых отношений: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы граждан.